пахом звонит в колокол
это наверно мудозвон
но все равно - трогательно
Амальгама |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
пахом звонит в колокол
это наверно мудозвон
но все равно - трогательно
очень много букв
читал по диагонали
но доставило
Сатирическая советская фантастика
Фантастика как сатирический прием, как метод, позволяющий обнаженно, выпукло, будто сквозь волшебную лупу, показать и высмеять человеческие недостатки, — это знакомо нам еще по классической литературе. «Нос» Н. В. Гоголя, «История города Глупова» М. Е. Салтыкова-Щедрина, произведения Рабле, Свифта, Марка Твена, Анатоля Франса — лишь немногие примеры сатирической фантастики.
Вводя необычное в знакомую обстановку, пользуясь преувеличением, сатирик фокусирует внимание на том, что зачастую проходит мимо нашего сознания.
Благодаря тому же преувеличению сатирическая фантастика становится своеобразным рупором прогрессивных идей, позволяет обнажить уродство социальных отношений в мире капитала, отражает конкретную политическую обстановку.
Наконец, изображая иной раз ситуации исключительные, ставя героев в особо драматические положения, сатирическая фантастика дает возможность выявить угрозу, последствия которой в будничной действительности трудно или невозможно усмотреть, и тем самым в определенной степени смыкается с фантастическим романом-предупреждением.
К памфлету и сатире советские фантасты обращались не раз. Но в последнее десятилетие сатирическая фантастика стала развиваться очень широко. Появляются политические памфлеты с фантастической посылкой, сатира, основанная на приемах фантастики, рассказы, хотя и не являющиеся памфлетами, но имеющие памфлетное звучание, сатирические пародии. К сатире и памфлету обращаются сейчас многие фантасты и старшего поколения, начавшие писать еще до войны (Л. Лагин, Н. Томан, А. Казанцев), и те, чей творческий путь начался относительно недавно (И. Варшавский, А. Днепров, братья Стругацкие, А. Шаров, 3. Юрьев, А. Шалимов, Ю. Цветков, И. Калиновский и другие).
Роль фантастической посылки в памфлете иная, чем в обычной фантастике. Она еще более изменилась в памфлетах последнего времени. Если в ранних произведениях, например, Л. Лагина и С. Розвала ею служило вымышленное открытие, то теперь — это чаще всего невероятное событие, порождающее невероятную ситуацию. Подобный памфлет продолжает линию, начатую еще Уэллсом.
В «Борьбе миров» Уэллс показал, как могли бы повести себя представители разных слоев английского общества перед лицом угрозы космического нашествия. Памфлет «Майор Вэлл Эндъю» Л. Лагина (в сборнике «Фантастика. 1962»*) — своеобразное продолжение этого романа Уэллса. Фамилия героя в переводе означает: «Ну, а как вы?» Майор Эндъю становится, пользуясь современной терминологией, коллаборационистом. Агрессоры кажутся ему непобедимыми, он готов пойти на любую сделку с совестью, лишь бы выжить. Памфлет разоблачает философию приспособленчества.
Научно-техническая идея в памфлете не является двигателем сюжета. Фантазия здесь служит своего рода увеличительным зеркалом. И когда, например, И. Калиновский в своих рассказах (сборники «Королева большого дерби» и «Когда усмехнулся Плутарх»[101]) оперирует понятиями об антивеществе или телетранспортации, этот прием — лишь средство сатиры.
«Антигерои», зеркальные двойники, сталкиваясь как бы с самими собой, видят себя в ином свете, и их сущность проявляется чрезвычайно отчетливо. «Передача» человека на расстояние — тоже повод для сатирической, гротескной ситуации. Еще более необычна ситуация в другом рассказе того же автора. С помощью особой операции в одном человеке оказываются совмещенными двое, причем — противоположные по социальному положению и характеру: миллионер и рабочий. Такое совмещение, давшее возможность герою словно прожить две жизни, помогло автору сравнить обоих персонажей, и сравнение оказалось не в пользу бизнесмена.
Острую политическую сатиру создают писатели, обращающиеся к теме «человек — машина». Будущее кибернетики вызывает споры, а появление «мыслящих машин», в перспективе — кибернетических двойников человека, дает благодарный материал для острых фантастических ситуаций. К ним прибегают в своих рассказах И. Варшавский и А. Днепров (в сборниках И. Варшавского «Молекулярное кафе»*, «Человек, который видел антимир»*, «Солнце заходит в Дономаге»*, А. Днепрова — «Уравнение Максвелла»*, «Формула бессмертия»*, «Пурпурная мумия»*).
Есть и такие фантастические произведения, которые целиком к памфлетам отнести нельзя. Но благодаря гротескности в изображении характеров, сатирически заостренным чертам они приобретают памфлетный характер. К такому приему прибегал в свое время Александр Беляев. Им пользуются и современные фантасты.
Действие многих памфлетов происходит в будущем, но встречаются и такие рассказы, где авторы разворачивают действие в нарочито обыденной обстановке сегодняшнего дня. В нее врывается нечто необычайное, и потому наши современники предстают перед нами по-иному. Такая линия идет от Уэллса (рассказ «Человек, который мог творить чудеса», например).
Мы найдем у памфлетистов-фантастов и сказочный, «чудесный» сюжет с тайнами и неожиданностями, совершенно невероятными, а потому необъяснимыми событиями, с фантастическими путешествиями героев во времени.
Так, герой повести М. Лилиной «Миллионы в пещере»*, живший в прошлом столетии, совершенно необъяснимым образом попадает в пещеру, где находит сокровище. Он становится миллионером и оказывается в XX веке, в капиталистической стране, где встречается с бизнесменами, военными, мечтающими о новой войне, политиканами фашистского толка. Памфлет является острой сатирой на современное капиталистическое общество.
Сатирическая фантастическая сказка «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста»* А. и Б. Стругацких высмеивает лженауку, порочные методы научной работы и руководство ею, неправильное отношение некоторых ученых к своей работе.
Фантастические памфлеты в последние годы создали писатели, работавшие в реалистической прозе, например, В. Сафонов («Пришествие и гибель Собственника» — в сборнике «Черный столб»*),[102] А. Шаров («Остров Пирроу» — в сборнике «Фантастика. 1965», вып. 2* и «После перезаписи» — в альманахе НФ, вып. 4*), А. Глебов («Большой день на планете Чунгр» — в сборнике «Фантастика. 1962»*), а также фантасты, ранее не выступавшие с памфлетами: А. Шалимов («Все начиналось с Евы» — в сборнике «В мире фантастики. 1964»*).
Фантастическая повесть Н. Соколовой «Пришедший оттуда»* (с подзаголовком «Немного фантастики и много реальности») изображает некоторые черты нашей жизни в юмористическом и сатирическом плане.
Среди памфлетов последних лет — повесть «Финансист на четвереньках»* 3. Юрьева; в сборник фантастических повестей-памфлетов А. Винника «Сумерки Бизнесонии»[103] вошли: «Тайна доктора Хента», «Охота за невидимками», «Катастрофа в Милтауне» и «Фиолетовый шар». Борьба за открытие, происходящая в вымышленной капиталистической стране, составляет основу всех этих памфлетов.
Борис Валерианович Ляпунов, В мире мечты (Обзор научно-фантастический литературы), 1970г.
Швамбрания
Швамбрания в эпоху Бренабора
и естественно ГУЛАГ
В ранней, философской редакции Кольца орки делились на априорков и апостериорков.
*задумчиво*
Это ж сколько там томов?
Вчера звонил профессор Зельдович, лингвист, мировая знаменитость, большой умница. Рассказал невероятную историю. В японском языке есть риторическая фигура подчёркивающая неизбежность события, драматизм неизбежности. Поскольку точного аналога этой фигуры в русском языке нет, искусственный интеллект (я считаю, превзойдя самого себя) сделал такой перевод: «И тогда она решила оставить своего любовника, господина Кэборо, расстаться с ним на хуй, и никогда больше его не видеть»
Плачу.
Похоже эти Зельдовичи везде ...
Новая просьба к досточтимым донам. Как-то в 70-73 годах, т.е. еще в школе я читал статью про полет "Аполлона-13". Мне казалось, что это был статья Голованова в журнале "Нева". Но в библиографии Голованова я ее не нашел, а журнала тоже. Кто-нить хранит в недрах окаменевшего эклера следы этого события?
События на планете Детрит. Сандерсон "Ввысь"
Закончил. Понравилось. Рекомендую.
Интересно, что произошло раньше: человек приручил собаку или кошка приручила человека?
Закончил. Понравилось. Рекомендую.
Занесла в списочек для прочтения
Точно надо почитать!
надо почитать!
Звездец! Комсомолка и трактористка колхозной МТС, значкистка ГТО и активистка Осовиахима в теле блаародной девицы квазивикторианской Наглии! Точно надо прочитать!
Я не поленился скачать и пролистать. Редкий отстой.
Редкий отстой.
Гы, так картинка - это не стёб?
Редкий отстой.
Кто б сомневался. Я даже подумать боюсь, как автор представил менталитет комсомолки 30-х.
это не стёб?
И стёб ему тоже не удался.
И стёб ему тоже не удался.
Обычное явление, когда чел собирается выехать на чужом успехе, являясь посредственностью.