Прежде чем высказаться про смысл, я понавытаскиваю сюда наиболее важное из того, что было сказано выше по обсуждаемому сабжу...
#p154677,fyunt написал(а):Ибо - знание имеет значение
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете.
Вики
В голове, человек может ничего не иметь о смысле чего-либо
А смысл будет
(как тот самый суслик, что не виден, но который есть)
#p154794,лукаш написал(а):но Смысл то искать по свету белому ?
если он у тебя в башке !!
все равно что искать ясного сокола на земле или льва в облаках
нашел бессмысленную амфору и закондубасился
крикнул
НЕТ СМЫСЛА
и с этим криком отошли воды
и смысл возник !!!
#p155131,DoctorLector написал(а):Смысл - это вообще не информация. Тогда уж надо устанавливать разницу между информационной и смысловой наполненностью некоего отдельного сообщения.
#p155131,DoctorLector написал(а):То есть, смысл субъективен, в одной и той же ситуации он может быть противоположным у разных задействованных субъектов. Например, у аборигенов смысл поведения был чисто гастрономический - догнать Кука, а у Кука - более возвышенный: помочь своей бессмертной душе избежать контакта со специями, яблочком во рту и пучком петрушки... В итоге кунфу смысл аборигенов пересилил в этой борьбе.
Единичное сообщение в отрыве от контекста может вообще не иметь смысла и не давать информации. Например, "Над всей Испанией безоблачное небо" (ещё лучший пример - сообщение "Дортмунд"). Сколько здесь информации в чистом виде? А если добавить контекст и знание всей предыдущей и последующей истории, до и после этих сообщений?
#p155133,e-note написал(а):Да, в информации важен не только сам сигнал, но и "читающий". От него зависит то, как сигнал будет воспринят и к каким последствия приведет. Лесоруб, биолог, художник и белка видят одно и то же дерево совершенно по-разному, хотя визуальная картинка одинаковая. Странно, что эта очевидная вещь все время как-то ускользает из дискуссии.
#p155135,Zagar написал(а):Оно было где-то в предыдущей частях дискуссии, где было собственно про смысл. Про то, что смысл информации формируется получателем информации.
Этого, пожалуй хватит, для затравки разговора.
Далеко не все по существу, но самое важное.
Все высказавшиеся в один голос отмечают, что смысл сообщения зависит от принимающей стороны.
Это действительно так.
Ведь передающей стороны может и не быть.
Есть естественные источники сообщения, которые не вкладывают никакого смысла.
За много лет работы проекта SETI не было зарегистрировано ни одного сигнала имеющего искусственное происхождение,
ни одного осмысленного сообщения.
Тем не менее сигналы регистрировались более-менее регулярно.
Все они были естественного происхождения, и сформировались при каких-то естественных процессах.
Тем не менее, специалисты умудряются извлечь из этих сигналов некоторую информацию,
например, тех естественных процессах, которые породили эти сигналы.
По другому дело обстоит с искусственными сообщениями, когда имеется источник и приемник сообщения,
и канал связи с протоколом обмена сообщениями в этом канале связи.
И источник, передающий сообщение, вкладывает в него вполне определенную информацию,
которую он считает необходимым донести до приемника.
Эта важная информация и формирует смысл сообщения.
Таким образом, в этом случае "смысл" сообщения зависит в равной степени, как от источника, так и от приемника.
И чем больше "в теме" приемник, тем больше смысла он извлечет из сообщения.
Характерно для нашего обсуждения то, что практически все участники заостряют на том, что смысл извлекается
из сообщения на стороне приемника, совершенно упуская из виду, что на стороне передатчика, в случае искусственного
сообщения, этот смысл в сообщение должен быть вложен, иначе никакого полезного смысла, кроме информационного шума
на приемной стороне извлечено не может быть.
Поэтому я и предложил, по аналогии с другими знаковыми феноменами - Движением и Электричеством, ввести для
феномена информации триаду характеристик, из которых одна будет иметь отношение только к передающей стороне,
другая - только к приемной стороне, третья - описывать результат взаимодействия передающей и приемной стороны.
Для сравнения,
Для Движения - источник движения характеризуется силой F, само движущееся тело - мерой инерции - массой M, р
а результат взаимодействия - ускорением А, причем А=F/M.
Для Электричества, в в простейшем случае замкнутой электрической цепи постоянного тока,
Источник тока характеризуется, в первом грубом приближении, разностью потенциалов, или напряжением - U,
"приемник тока" - нагрузка - проводимостью S, или сопротивлением нагрузки R , а взаимодействие источника и нагрузки -
установившейся при замыкании эл. цепи силой тока I, причем I=U/R.
Для Информации все должно быть аналогично.
Триада X, Y, Z, причем под X понимаем всё, что описывает источник информации, под Y - все, что относится к приемнику,
А величина Z характеризует взаимодействие передатчика с приемником, количество "перетекшего" от передатчика к приемнику "смысла".
Причем, естественно принять:
Z = X/Y...
Касательно Y - более-менее ясно, что эта величина должна быть обратно пропорциональна Тезаурусу приемника информации,
в том специальном значении, в каком термин "Тезаурус" применяется в теории информации:
"Тезаурус - употребляется в теории информации
для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект."
(с) Вика
Относительно двух других величин X и Z, входящих в формулу Лукомора пока еще нет вполне определенного понимания,
каким из известных характеристик информации они могут соответствовать.
/понимаю, что многобукав, но иначе не получается. Кто до этого места дочитал, маякните, что ли?...
Очевидно лишь одно, что Z - и есть как раз "количество смысла" извлеченное из сообщения принимающей стороной,
И оно, таки-да!, - пропорционально Тезаурусу принимающей стороны, то есть количеству знаний, которыми эта принимающая сторона располагает
в той предметной области, к которой относится сообщение.
Это в принципе и все, что я имел сказать по теме "Смысл сообщения", в которой теме я участвовать на этом прекращаю.
Пойду топтать тропу в небо играться с разрезными картинками и детскими алфавитными кубиками...
Отредактировано Лукомор (2021-03-13 12:27:11)