Легко узнать (а история краболовного промысла ТОЖЕ есть в сети), что в какой-то момент консервы "Chatka" перестали пускать на мировой рынок из-за проблем с качеством. Поэтому был период, когда на внутренний рынок в огромных количествах попали сами крабы и продукты их переработки. Потом они снова исчезли - уехали на экспорт.
Мог ли несовершеннолетний Рязанов ходить по Москве и покупать крабов по 77 копеек за банку? Вопрос сложный. Он родом из совпартэлиты: "Родители великого режиссера, отец - Александр Семенович Рязанов, и мать, Софья Михайловна Рязанова, в девичестве Шустерман, трудились в то время в советском торгпредстве в Тегеране. Следовательно, свое детство он проводит именно там". Надо полагать, труд в торгпредстве отличался тяжестью, они по ночам разгружали эшелоны матрёшек и балалаек, на которые в Иране всегда был повышенный спрос. Даже их работа на разведку в 20-30 годах ещё не была сверхтрудной. Но я сомневаюсь, что он работал на разведку: "Вскоре, после работы в Тегеране отец Эльдара Александровича по распределению попадает в Москву. Соответственно, семью он забрал с собой. Там Александр Семенович работал руководителем винного главка". Если это карьера для разведчика, то только для провалившегося. "Но, как было нередко в те времена, его вскоре расстреляли. Софья Михайловна одна воспитывала сына". Может, за связь с белоэмигрантами, может, за контакты с английской разведкой, тут сказать трудно. Если его реабилитировали, то в деле должны быть подробности провала. Если нет, то неясно, за что его вычистили из системы НКИД и внешторга.
"Детство будущего режиссера пришлось на годы войны. В семье часто не было денег, всегда хотелось кушать. Какое же было счастье для юнца, когда отменили талоны на питание. Он стал кушать все и всегда. Не мог остановиться. Рязанов характеризует себя «обжоркой»". Это так называемый блокадный синдром, когда человек должен всё время есть, и чтобы всегда кругом были запасы продуктов. У некоторых потом не проходило всю жизнь.
Школу он закончил как-то очень фигурно. "Эльдар Рязанов решает экстерном сдать 11 школьных предметов, чтобы поступить в институт. И у него это получается. На все - подготовку, сдачу - у Эльдара Александровича уходит 22 дня. Невероятно. И вот он студент первого курса ВГИКа, да еще и мастерской Григория Михайловича Козинцева, который в то время уже был известным режиссером, снявшим известные нам картины: «Шинель», «Новый Вавилон»".
Опаньки! А кто же у нас Софья Михайловна, сразу возникает вопрос... И таки да, немного другая версия истории:
"В юности она влюбилась в веселого красавца Александра Семеновича Рязанова, большевика, комиссара дивизии, разведчика, и вышла за него замуж. Своего сына, родившегося в 1927 году, они назвали Эльдар, что в переводе с тюрского означает «владеющий миром». Впоследствии семья перебралась в Москву, Александр Семенович стал начальником винного главка, начал пить… Не выдержав такой жизни, Софья Михайловна забрала трехлетнего мальчика и перебралась к подруге. Через четыре года она вышла замуж вторично, на этот раз за еврея. Отчим воспитывал мальчика, как родного сына". Найти другие следы деятельности отчима очень непросто, зато таки можно найти другие упоминания отца!
"А отец женился вторично, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет. Рязанов-старший бежал из лагеря. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. "Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминает Э.Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации всё-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны"". Оказывается, и не расстреляли вовсе (пять лет в 1938 году - скорее всего это пьянка, аморалка и хищения, но никак не политика).
А сам Рязанов (отец осуждён, отчим и мать - евреи) окончил ВГИК с отличием и стал активно снимать популярные фильмы, всегда с привлечением самых популярных актёров. Т.е., высокобюджетные, заведомо кассовые картины.
Я не уверен, что человека с такой нетривиальной биографией можно считать свидетелем по бытовым вопросам, да ещё со стороны пролетариата.