VIP-медобслуживание от Черной Бороды
Месть на мели
Пиратский капитан Черная Борода (настоящее имя — Эдвард Тич или Тэтч) терроризировал торговые корабли в Карибском море в 1716–1718 годах, сколотив флот из нескольких кораблей и собрав под своим началом до 300 человек. Известность этому капитану принесло не столько большое количество успешных атак и трофеев — знала история и более «результативных» корсаров – сколько колоритная внешность и эксцентричное поведение. Говорят, что, идя на абордаж, Тич вплетал себе в бороду подожженные фитили из пеньки и в таком виде, в клубах дыма, бросался на врагов, производя сильное впечатление.
Неудивительно, что Черная Борода стяжал себе неувядающую славу в веках. О нем самом снято несколько фильмов, кроме того, он появляется, например, в «Пиратах карибского моря», популярной японской манге о приключениях пиратов «Большой куш» (One Piece) и во множестве компьютерных игр. Есть также мнение, что именно история об огромном кладе, якобы спрятанном где-то Черной Бородой незадолго до своей смерти, вдохновила Роберта Льюиса Стивенсона на написание «Острова Сокровищ».
Вершиной карьеры Черной Бороды был захват в 1717 г. французского 40-пушечного фрегата «Конкорд» (французов флибустьер грабил особенно охотно, поскольку его родная Англия с ними воевала). Пират установил на корабль дополнительные пушки, переименовал его в «Месть королевы Анны» и сделал флагманом своей флотилии. К сожалению, через год вооруженная до зубов «Месть» села на мель у берегов Северной Каролины, после чего карьера Тича стремительно склонилась к закату. В ноябре 1718 г. он был убит в сражении с британским флотом.
Остов легендарного судна был найден в 1996 году, и с тех археологи не спеша обследуют его, в рамках специального проекта Queen Anne's Revenge Project. С флагмана Черной Бороды уже поднято немало интересных артефактов, в том числе, что несколько неожиданно, большая коллекция медицинских инструментов. О ней рассказала археолог Линда Кэрнс-Макнотон (Linda Carnes-McNaughton) на недавней ежегодной встрече Американского Общества исторической археологии.
Аптечка XVIII века
Что же медицинского нашли на пиратском корабле? Начнем с уретральной спринцовки, внутри которой химический анализ обнаружил следы ртути. Именно впрыскиванием последней в те времена пытались лечить сифилис — венерическое заболевание, весьма распространенное среди пиратов и моряков вообще, знаменитых активной личной жизнью в различных портах (отсюда же и поговорка про «поматросил и бросил»). Эффективность такого лечения была сомнительной: накапливаясь в организме, ртуть приводила к тяжелому отравлению и смерти. Кстати, по некоторым данным, именно так умер Иван Грозный.
Но вернемся к аптечке «Мести королевы Анны». В ней нашли клизмы, чашку для кровопускания (еще одна медицинская процедура того времени, которая скорее вредила здоровью), ступку с пестиком, аптекарские весы, серебряную иглу, обломки ножниц и медные зажимы — вероятно, они использовались при хирургических операциях. Еще было обнаружено несколько банок, скорее всего, из-под мазей, эликсиров и других лекарств.
Судя по клеймам на многих инструментах, сделаны они были во Франции. По-видимому, для своего времени это был весьма полный и хороший набор. Теперь археологи планируют сравнить его с медицинскими инструментами, найденными на других кораблях той эпохи, не только пиратских.
Лекарства в обмен на заложников
Хорошие медицинские инструменты бесполезны без толковых медиков — и они у Черной Бороды тоже были. Известно, что, когда прославленный пират захватил «Конкорд», большинство оставшихся в живых членов команды было им отпущено, но судовых врачей он заставил остаться, вместе с другими ценными специалистами, такими как плотники и повар. Кэрнс-Макнотон по этому поводу замечает, что морской устав того времени запрещал нанятым на судно врачам покидать его до конца рейса — а в данном случае рейс, можно сказать, так и не закончился.
Археологи нашли на корабле опись членов экипажа, составленную еще тогда, когда он назывался «Конкордом». Из нее следует, что главный хирург Жан Дюбуа (Jean Dubois) получал за свою работу 50 ливров за рейс, второй хирург Марк Бурнеф (Marc Bourgneuf) — 30 ливров, третий, Клод Дешайе (Claude Deshayes), выполнявший одновременно обязанности оружейного мастера — 22 ливра. Наконец, ассистент хирургов Николя Готрэн (Nicholas Gautrain) зарабатывал 12 ливров. Повысил ли им зарплату Черная Борода — неизвестно, но, надо думать, пират был достаточно умен, чтобы не обижать столь полезных членов экипажа при дележке добычи.
Также известно, что капитан Эдвард Тич заботился о пополнении запасов лекарств на борту. Весной 1718 г. его флот устроил блокаду порта Чарльстон и захватил за неделю 9 кораблей с богатой добычей на борту. После этого Черная Борода связался с губернатором Южной Каролины и пригрозил «убить всех пленных и отправить их головы губернатору, а также сжечь все захваченные корабли», если ему не будет выплачен большой выкуп деньгами и медикаментами. Власти согласились на условия пирата и заложники были отпущены, а аптечка «Мести королевы Анны» пополнилась необходимыми лекарствами.
Очевидно, пираты, свирепствовавшие на морях в XVII-XVIII вв., были не только романтическими сорвиголовами. Лучшие из них были также и прагматичными лидерами, заботившимися о различных аспектах жизни своего экипажа — в том числе, и о его медицинском обслуживании.