12 июл, 2012 в 13:11
Кто мой ЖЖ читает, с моим легендарным дедом уже знаком. Прожил он жизнь, дай бог каждому. Родившись в 1900-м, он повидал на своём не малом веку много разного. А умер, как известно он уже при М.С, Горбачёве в 1985-м.
Он родился в белорусском селе Осовка на Польском краю Беловежской Пущи. Нынче на карте я этого села не нашёл, а два года назад оно было. Но, ориентир - Хайнувка. Осенью 1915-го вся его безземельная семья эвакуировалась из зоны боевых действий по столыпинской программа в Красноярский край на пустые земли, но осела в Симбирской губернии, где многих белорусских переселенцев обманным путём задержал польский пан, которому на его лесохозяйство до зарезу требовались гастербайтеры. А до того, дед копал окопы, я так сейчас понимаю у Осовца, поскольку сбежал он оттуда вместе с большинством после того, как увидел результат газовой атаки - почерневшие траву и листья и искажённые гримасой ужаса и боли лица погибших.
В 16 лет он таскал на мельницу шестипудовые мешки. Занимался французской борьбой и двойным нельсоном выдавил глаз у соперника. Немудрено. Я удивлялся, что его пальцы, при условии, что я был выше его на голову, были толщиной в полтора моих. Обладал феноменальной памятью и потому очень быстро, несмотря на три класса ЦПШ ещё до революции овладел не только бухгалтерским делом, но и вообще стал незаменимым ходячим справочником у лесозаводчика, который стал его учить делу уже сознательно, имея прицел воспитать управляющего "из своих". В 1918-м создал коммуну. В 1919-м чуть не был расстрелян во время Чапанного восстания. Спасло чудо и браунинг, на наличие которого палачи не удосужились деда проверить. Дальше, с товарищами на базе имущества оставленного сбежавшим паном, организовал артель. Лесозаготовительную и деревообрабатывающую. Естественно, с его знаниями и опытом, стал одним из её руководителей. В партию вступил в 1925-м. В 1937-м, когда артель стала госпредприятием, был арестован. Получил инсульт из-за непрерывного допроса в течении нескольких суток кряду. Есть давали селёдку. Пить - мочу. Кому-то раскроил башку табуретом. Ничего не подписал. В 1938-м был реабилиирован. Документы я выкладывал про то, что "доказательсв не добыто". В 1960-м ушёл с работы немедля, всесте со многими, кто не вынес совнархозизацию всей страны. Тогда же, последним из работников своего треста, получил ту квартиру, в которой живу и я, переехав из барака, построенного в 1942-м. И купил, наконец, по блату, книжный шкаф и письменный стол с креслом для себя.
Ну, а в 70-х, когда я достаточно подрос и начал что-то понимать, мой дед начал мне ежедневно рассказывать про своё житьё-бытьё и учить читать газеты и анализировать информацию. Это было самое чудесное время моей жизни. Я приходил из школы домой. Меня ждал, приготовленный дедом обед и очередной занимательный рассказ из живой истории СССР. Беседы продолжались практически до самой его смерти. И в них участвовали и мои институтские товарищи. И вот однажды он мне рассказал про то, как он ездил в Ленинград в командировку в 20-х годах. Точно после 1925-го, поскольку он уже был в партии, но точно до сворачивания НЭПа.
Погуляв по городу и проголодавшись, дед решил поужинать и зашёл в гостиничный ресторан. Его поразило, что в ресторане практически никого не было, а у столика истуканом стоял официант с полотенцем перекинутым через руку.
Сел дед за стол, а что делать и не знает. Истукан молчит, как пень. Туда-сюда, спросил его - мне бы поесть что...
Истукан молча подал меню, а там блин не по русски всё...
Издевается, гад. Ну что делать? А, была не была, ткун пальцем - вот это, дескать. Истукан исчез и через пять минут принёс десертную тарелку на которой была размазана тонкая лужица чего-то серо-розового.
Дед воззрился на это с ужасом, прикинув ещё и цену. Что это и жрать-то это как? Облизывать языком что-ли?
Крутился, крутился, плюнул на всё и спросил истукана. Это что?
Крем. Что заказывали-с.
Ёма. А крем это что?
Пробуйте. Это вкусно.
Дед взял вилку. соскрёб немножко. Правда. Крем. Сладкий. К чаю хорошо. А пожрать - нет.
- Слышь, товарищ. Ты бы не молчал, а помог. Мне бы пожрать по человечески. Чего ты мне тут цирк показываешь...
- Ну, дык, нефиг было изображать из себя. Сразу бы и сказал. А то ходят, в меню тыкают, а смысла не знают. Борщ с мясом будешь и картошку на второе?
- Ну конечно! Спасибо, а то с утра жрать хочу.
Истукан исчез на подольше, а в ресторане произошло событие.
Вдруг выбежали сразу несколько официантов, составили столы и начали их сервировать многочисленными яствами, закусками и вином диковинным. И в двери вошла чрезвычайно важная персона в костюме, манишке и котелке с тросточкой. Сопровождаемая целой толпой с цыганами. И пошла веселуха с песнями и плясками. С битьём посуды, надо сказать умеренным и бесконечной переменой блюд, Дед уже давно съев свой обед, пробавлялся третьей переменой чаю, ибо никогда такого представления не видел. Истукан стоял по стойке смирно рядом, сказав единственное - поел, шёл бы отсюда. Куда там. Деду было интересно, как это в столицах...
Пиршество продолжалось до трёх часов ночи. В конце на здоровенном блюде принесли огромного осетра, на которого вся толпа и набросилась. Дальше, дед смотреть не стал. Сморило его и пошёл он к себе спать
Наутро, его вызвали в кабинет директора предприятия, куда он был командирован. Там же сидели ещё два серьёзных человека. И вопрос к деду был таким.
- Ты вчера в ресторане был?
- Да. А откуда Вы знаете?
- Официанта видел?
- Да
- Наш человек. Ты больше в рестораны по возможности не ходи. Знаешь кто вчера там был?
- Нет
- Английский резидент с нэпманами гулял. Ну и наши за ним присматривают. Так что аккуратнее. Сигналы сразу поступили. Ладно, мы тебя, как облупленного знаем. А если бы нет?
Тут вступил один из двоих присутствующих
- Товарищ Директор, а почему прикомандированный вынужден питаться в здачных местах среди всякой сволочи, а не в рабочей столовой?
- Простите. Недоработали. Не успели предупредить.
- Ну то-то...
Так дед понял, что в рестораны ходить - репутацию портить. И не ходил, практически до конца 30-х, пока нэпманский дух вовсе не выветрился, а иностранных агентов и резидентов не повышибли из страны.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
26 июл, 2012 в 11:37
Вот, вспоминая свои беседы с дедом и читая его записи, сегодня понимаю, что коммунизм для коммунистов сталинского СССР был не "прекрасным далёко" и не "светлым будущим", а именно что ни на есть самым настоящим. Это нам со времён Хрущёва впаривали про "светлое будущее" и добились в этом успеха, заставив не замечать построенное светлое настоящее. Помните, как в фильме "Чапаев" Василий Иванович с Петькой мечтают, какая прекрасная жизнь будет после войны? Так вот война кончилась и первая фаза коммунизма, социализм, был построен. Кто это заметил? А те, кто строил! А вот их детям этот достигнутый уровень не представлял собой ничего особенного и воспринимался, как данность. Тем более, что пришлось пережить ещё одну войну и победить в ней со страшными потерями. И после всё восстановить. И опять то, поколение, которому выпало эту задачу решить в массе понимали, что действительно коммунизм, в качестве его первой фазы, вполне так построен. Но потом пришёл Хрущёв и затеял гнусное - взял и нарисовал фантастическую картину райского сада к 80-му году. И следующие поколения уже считали, что коммунизм это "прекрасное далёко" и всё что вокруг ни делается, это просто так... подготовка в "следующей жизни". Так "завтра не наступит никогда".
А дед мне рассказывал совершенно другое! Никаких "завтра"! Никто за тебя светлое будущее не построит и на блюдечке не принесёт. Ты сегодня, сейчас, в каждом своём действии должен улучшать жизнь. Вот это и будет тот самый коммунизм и не надо ждать светлого завтра, сделай его сегодня. И это и есть самый настоящий коммунизм. Они, коммунисты сталинского СССР не жили исключительно для завтрашнего дня. Завтра наступает с восходом солнца, и насколько оно будет лучше, чем вчера, зависит от того, что ты сделал сегодня. Логика проста до глупости и является родной каждому, кто живёт в России - если хочешь, чтобы у тебя завтра было что покушать, позаботься об этом сегодня. Если у тебя сегодня запасена картошка, можешь не волноваться о том, что будешь кушать зимой. Если ты построил коммунизм сегодня, он завтра точно будет. Если хочешь, чтобы жизнь улучшалась - улучшай её сейчас! Просто не забывай, про то, что завтра наступит обязательно и к нему надо быть готовым.
Готовность к завтра это принцип плановой экономики. Никакой рынок о завтрашнем дне не думает - день прожит и ладно.
Я был напрочь сражён тем, чем занимались его лесозаводы по мобплану ещё в 1941 году! Готовили комплекты плашкоутов - считайте понтонных конструкций для мостов! ГКО во главе со Сталиным в 1941 году планировал и готовился К НАСТУПЛЕНИЮ! И это в то время, когда наша армия отступала по всем фронтам! Когда я это прочитал, просто опупенел! Это нельзя объяснить верой в победу и всякой метафизикой типа кургиняновской. Это просто точное знание того, что понадобится завтра. Это те сани, которые готовят летом. И никакой метафизики и никаких соплей о "прекрасном далёко". Завтрашняя победа куётся сегодня. Ясное дело, что народ не мог не верить в победу над Германией. Народ просто знал, что победа неизбежна. Уже победили, просто до Берлина пока не дошли. Вот они, плашкоуты готовые лежат. Завтра понадобятся. И они понадобились!