ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
Слово «развитие» используется применительно к самым разным предметам. Этот ребенок развитый, а этот не развитый. Отношения между супругами развиваются. Развитое предприятие одерживает верх над неразвитым в конкурентной борьбе. Вокально-инструментальная группа за год сильно развилась и создала ряд хитов. Развитое государство подчинило себе соседей, превратив их в сателлиты. Древняя цивилизация развивалась в течение нескольких сотен лет, а потом развитие прекратилось, и начался упадок. Развитие орудий сельскохозяйственного труда привело к изменению уклада жизни. Когда говорят о развитии, речь идет про разные вещи, но есть ли в этих случаях что-то общее, относящееся к самому процессу развития, позволяющее образовать некий единый подход к пониманию развития?
Мы оцениваем многое с точки зрения развития. При этом, если разница заметна, понятно, и не вызывает разногласий, что более развито, а что менее развито. При сравнении государств можно выделить целый ряд признаков, но ни один из них не оказывается универсальным. При сравнении людей или групп людей вывод о развитии становится во многом интуитивным. Во времени могут происходить изменения в развитии. Выясняется, что развитие может быть быстрым, интенсивным, а может быть и медленным, может вообще, наблюдаться регресс, а может случиться, что развитие вдруг начнется снова. Почему происходит так, а не иначе, можно ли найти какие-то параметры для оценки и прогнозирования развития, можно ли повлиять на развитие, ускорить его – эти вопросы, наверное, находятся не на последнем месте по важности.
1. Студенческая компания
Многие с удовольствием вспоминают студенческие времена. Кажется, что тогда всегда и везде, было весело, интересно, ново, захватывающе, много знакомых и друзей, постоянно интересные совместные дела, разговоры… Наверное, для большинства студенческие времена были связаны с существенным расширением знаний о мире.
Эти парни и девушки сдружились еще во время выезда в колхоз перед первым курсом, после зачисления в институт. Это была самая яркая и тесная компания на курсе, примерно полтора десятка человек. Они выделялись своим умом, весельем, инициативностью. Общительные и дружные они привлекали внимание сокурсников и преподавателей. Им многие радовались, некоторые даже завидовали. Можно сказать, что они выглядели заметно более развитыми по сравнению с сокурсниками. Студенты из этой компании все время собирались вместе, проводили совместные уик-энды, вылазки в лес, праздники, дни рождения, и т.п. При этом, естественно, они были в значительной степени погружены в свои внутренние дела. Интересным представляется развитие отношений в этой компании во времени. С самого начала было хорошо видно интенсивное развитие отношений в компании и развитие каждой личности. Примерно 1-2 семестра продолжалась «всеобщая радость» и формирование замечательных личностных качеств участников. Еще пару семестров достигнутый уровень развития, инициативность, осведомленность, слаженность действий, оптимизм оставались для студентов этой компании заметно выше основной массы и привлекали всеобщее внимание. Они, почти всегда, были веселы, внимательны и рады друг другу.
Однако, с течением времени, все хорошее как-то постепенно, незаметно, но неуклонно пошло на убыль. Эти студенты постепенно становились мрачнее, недовольнее друг другом, стали ссориться, разбиваться на подгруппы из двух - трех человек, шутки у них стали более недоброжелательными а иногда и злыми. Были даже характерные моменты, когда, собравшись вместе, они не сразу находили, о чем говорить, наступали длинные паузы, особенно заметные в такой большой группе. Но, вероятно, память о том, как им было хорошо всем вместе, вновь и вновь побуждала их собираться. К пятому курсу компания как целое практически перестала существовать. При этом никаких реальных, конкретных причин для наблюдаемого изменения взаимных отношений не было видно. Те-же люди, погруженные в ту-же среду, человеческое окружение, в целом - то же самое. Отношения с другими сокурсниками тоже практически не изменились. Естественно, что в этом случае возник вопрос, что же приводит к такой последовательности развития отношений.
Эволюция этой компании описана подробно, собственно, потому, что описываемая последовательность развития отношений была видна ярко и наглядно. Существовало, конечно, еще много других аналогичных студенческих компаний, стройотрядов, спортивных секций и т.п. При этом более или менее определенно, наблюдалась та же последовательность событий – радость, активность и интенсивное развитие после образования компании, в течение ограниченного, относительно короткого интервала времени, и, такое же «непонятное», охлаждение и увядание отношений в последующий более длительный период. Причем, чем меньше была компания, тем быстрее развивались события. Некоторые за 5 курсов обучения успевали «поучаствовать» в нескольких компаниях. Наблюдающийся эффект развития участников этих компаний во времени: быстрое развитие, (взлет) с последующей деградацией выглядел как некоторая неизбежная закономерность развития отношений.
2. Закономерность
Студенческие компании характерны тем, что они, во первых, формируются быстро (вскоре после поступления в институт) и, во вторых, из людей как правило не знакомых ранее. Эти два обстоятельства имеют большое значение для обнаружения описанного эффекта. Однако, аналогичные условия формирования групп людей встречаются также и во многих других случаях, и, осуществление вышеописанной закономерности в других человеческих группах также следует ожидать. И действительно, вышеописанная последовательность развития наблюдается. Например, что на виду, вокально-инструментальные группы, как бы они себя не называли, как правило, вспыхивают и гаснут, либо это угасание происходит медленно с массой усилий что-то сохранить. Наверное, многие, легко смогут найти в своей памяти аналогичные последовательности развития различных компаний, творческих и производственных коллективов. Таким образом, можно сказать, что существует явление, последовательность развития во времени групп, образованных из людей не общавшихся или мало общавшихся ранее, заключающееся в ускорении их развития и отношений между ними с последующим более медленным спадом развития и деградацией отношений.
Часто до деградации не доходит. Если менеджер или руководитель предприятия внимателен, он быстро найдет способ добавить «свежей крови». В целом, по обществу, это не так заметно, поскольку взлеты одних и падения других сообществ накладываются. Однако, если события таковы, что состав группы остается, в основном, неизменным длительное время, деградация наблюдается. Группы людей, охваченных общими идеями, возникающие творческие коллективы, вновь организованные предприятия, компании или фирмы с персоналом, набранным за короткое время – всегда вначале наблюдается в том или ином виде ускорение развития, и, если, состав остается практически неизменным, последующая остановка развития, охлаждение, формализация и упрощение отношений.
Интересно узнать, наблюдается ли что-либо подобное при изменении размеров группы. Если говорить о взаимоотношениях всего лишь двух человек, то мы можем увидеть ту же последовательность в отношениях. Если был «взлет», интенсивное общение, радость частых встреч, то за этим обязательно последует охлаждение отношений, редкость встреч, выдающая отсутствие стремления к ним. Ярким примером здесь являются взаимоотношения супругов, когда взаимный восторг, интенсивнейшее общение при помощи всех органов чувств, со временем, неизбежно перерастают в фазу постепенного охлаждения. Причем этап «взлета» явно говорит о развитии. Семья формирует себя во всех отношениях – обзаводится, как правило, жильем, обстановкой, устанавливливает и делает определенными связи со всеми родственниками, друзьями и знакомыми, очерчивает круг своих интересов, заводит потомство. И здесь, также как и в других случаях, чем выше взлет, тем заметнее последующий спад, деградация и упрощение отношений.
Если пойти по шкале размеров, рассматриваемых групп, в другую сторону, увеличения размеров, то и здесь заметна такая же закономерность. Те же самые взлеты и упадки, хорошо заметные на примерах древних цивилизаций, когда развитие одной большой группы людей происходит практически изолированно. Обычно цивилизации возникали при объединении племен относительно низкого уровня развития и не взаимодействовали с другими крупными государствами. Отчего вдруг на месте относительно неразвитых племен в результате лишь внутренних причин возникала цивилизация? И почему короткий этап ее развития сменялся неизбежным постепенным упадком? Срок существования таких цивилизаций, которые возникали то там, то здесь – несколько сотен лет. Почему и как они погибали? Состояние этих цивилизаций (в результате развития!) становилось непрочным, удары судьбы почему-то наносили невосстановимые разрушения. И люди и условия жизни при этом были ничем не хуже, чем на этапе взлета, но что-то «неуловимое» истончалось, охрупчивалось в самой организации государства. Характерным является пример Египта, где цивилизация возникала на плодороднейших землях аж четыре раза, но неизменно рассыпалась на более мелкие образования, народности, просуществовав примерно 700, 600, 500 и 400 лет, последовательно. Древние американские цивилизации доразвивались до полнейшего упадка. Легкие удары относительно малочисленных отрядов завоевателей – и нет цивилизаций. Как будто само течение времени вымывает некий важный жизненный ресурс. О нем, собственно, и речь.
Кроме того, естественно, возникает вопрос о том, насколько всеобщий характер имеет это явление, если оно встречается при самых разных размерах групп людей. Для выяснения этого, необходимо проследить развитие всех доступных примеров развития групп. Учитывая качественный характер этого рассмотрения, в большинстве случаев определенность выводов зависит от убежденности. Этот вопрос можно пересмотреть в любой момент, но чтобы продолжить рассуждения, сделаем второе, вообще говоря, более сильное предположение:
Описанное явление имеет всеобщий характер, то есть встречается всегда, когда выполняются необходимые условия – группа людей, интенсивно общающихся, должна быть образована из не общавшихся или мало общавшихся ранее людей.
Предметы общения определяются кругом тех вопросов, ради которых образована группа, или тех о которых участники группы пожелают говорить. Характерно, когда группа образована ради одной тематики, а общение постепенно перетекает на более злободневные вопросы.
3. Механизм явления
На этапе взлета развития группы людей происходит интенсивное общение, на этапе деградации происходит, наоборот, существенное уменьшение общения, даже по сравнению с общением с посторонними людьми. Общение друзей имеет одни предметы обсуждения, супругов - другие, взаимодействие сотрудников компании – третьи, внутри цивилизации вообще все мыслимые там темы имеют место быть. Но общим является одно - во всех случаях при общении происходит передача тех или иных сведений, или, иными словами, информации, от одного человека к другому.
Сама по себе информация не возникает, если какой-то определенной информации нет, ее можно только узнать у кого-то (легко), либо добыть трудом из окружающего мира (трудно). Но информация, как ресурс, обладает одним важным свойством, сильно отличающим ее от других ресурсов, типа нефти или денег. Передавая кому-то информацию, мы сами ее не теряем. То есть, в процессе общения, можно обогатить другого или обогатиться информацией самому, без всяких потерь (если исключить потери времени).
Естественно, в данном случае, речь идет не обо всей информации, которой человек обладает, а только о той ее части, которая вообще может быть передана от одного человека к другому. Иными словами о той информации, которая может быть вербализована. Другая часть информации, которая есть у человека, непередаваема, это память ощущений, чувств, движений, она существует для самого человека, так сказать, для внутреннего пользования, но практически не может быть передана другим людям. Или, по крайней мере, это происходит с большими усилиями и крайне редко, например, в художественных произведениях или на приеме у врача.
Информация, которой обладают впервые встретившиеся люди, имеет важное свойство – она разная. То есть, у каждого человека существует вербальная информация, которая может обогатить других. Естественно, вербализованная информация интересна участникам группы не полностью, а только той своей частью, которая является новой хотя бы для одного из участников общения. Следовательно, объединившаяся, в смысле тесного общения, группа людей обладает возможностью существенно и достаточно быстро обогатить каждого участника. Это «обогащение» каждого, как раз и происходит на этапе взлета развития. Необходимо подчеркнуть, что при объединении людей в группу, не происходит увеличения суммарного количества информации, но появляется возможность для развития каждого члена группы. Вот откуда возникает обоснованное впечатление, что такие люди становятся компетентнее, увереннее, адекватнее обстановке. И, естественно, ощущение своего развития приносит каждому радость, вызывает воодушевление, желание действовать, ощущение открывающихся горизонтов.
В таком случае уровень развития той или иной группы на этапе взлета определяется количеством информации, находящейся в сумме в распоряжении тех людей, из которых она состоит. Даже небольшое количество важной информации (а в группе будут обмениваться именно важной информацией) способно заметно повысить уровень развития. Группа, состоящая из людей сильнее различающихся по своим знаниям, обладает, по крайней мере в потенциале, большими возможностями развития. Развитие группы, естественным образом, останавливается, когда вся существенная вербальная информация обобществлена в группе, и говорить то, собственно, становится не о чем.
Таким образом, мы приходим к интуитивно простому соображению, гипотезе – кроме материальных ресурсов и различных практических возможностей, уровень развития определяется количеством имеющейся вербальной информации. Есть возрастание количества вербальной информации у частей информационной системы – идет развитие, усложнение. Происходит снижение информационной насыщенности – развитие останавливается и начинается деградация.
Информация это фундаментальное понятие. В той или иной форме ее содержит все вокруг. Изменения в количестве информации, содержащейся в некоторой замкнутой системе, непосредственно связаны с изменениями энтропии. И если энтропия в замкнутой системе возрастает, то количество информации при этом, соответственно, падает. Это закон природы. Замкнутых систем не существует, но ничто не мешает этому закону соблюдаться хотя бы на качественном уровне, если мы имеем дело с системой близкой к состоянию замкнутости. В рассматриваемом явлении мы имеем дело только с вербальной информацией, но к ней должны относиться те же закономерности, если нет заметного перетекания из невербальной части. В случае, тесных человеческих групп, такой квазизамкнутой системой является не только группа в целом, но и каждый участник группы, по крайней мере, по отношению к вербальной информации. При этом потери информации происходят вследствие естественного процесса забывания тех знаний и сведений, которые оказываются невостребованными достаточно длительное время. Забывание информации группой, конечно, происходит медленнее, чем одним человеком, поскольку для этого нужно, чтобы ее забыли все участники группы. Именно поэтому скорость деградации зависит от размера группы. Теперь можно называть ее информационной деградацией.
Граница между передаваемой и непередаваемой информацией более или менее определенна. Например, мы не станем рассказывать друзьям о том, как у нас чешется нос, напрягаются мышцы или бурчит в животе, хотя и эта информация, в принципе, может оказаться частично вербализована, например, на приеме у врача. А вот граница между новой информацией и старой, известной всем, меняется в зависимости от того, кто с кем говорит. Например, жители государства знают, как зовут их царя, для них это старая информация, ею они не будут обмениваться. А вот, путешественник может ее и не знать, для него она будет новой. И многое другое также будет новым: растения, животные, вещи, обычаи… Именно поэтому путешественники так радуются всему в новой стране, в полном контрасте с отсутствием такого восторга у местных жителей.
Полагая, что в основе вышеописанного явления взлета и деградации развития тесной группы людей лежат информационные процессы, легко понять, что вовсе не обязательно зависимость уровня развития (информационной насыщенности) от времени имеет описанную последовательность. Все определяется поступлением информации в группу, с различными сообщениями, или новыми людьми, быстротой обобществления информации внутри группы и скоростью ее потери. Можно считать, что развитие той или иной группы людей как бы оно ни шло, прогрессивно или регрессивно, есть результат сложения тех или иных информационных потоков. Тем самым, можно пытаться оценивать, прогнозировать развитие, вообще говоря, любой группы, анализируя предполагаемые поступления информации в нее.
4. Прогресс и регресс сообществ
«И от этого не спрятаться, не скрыться…»
Представим себе некоторую местность, населенную первобытными племенами, живущими отдельно. В каждом племени есть некоторый объем передаваемой информации, о том, как охотиться, как плести (или шить) одежду, как лепить горшки, как строить жилье и как прокалывать уши и т.п. Она передается от старших к младшим. Но это не все. Каждый житель племени погружен в природу, где он собственно и действует, постоянно получая из нее информацию всеми своими органами чувств. Эта информация в основном непередаваема, да и не нужна, однако некоторые сведения оказываются все-таки важнее сиюминутного использования, вербализуются и попадают от одних жителей к другим. При сопоставлении с уже имеющейся информацией они могут породить важные выводы и обогатить, тем самым, знания племени.
Противоположную роль играет забывание неиспользуемой информации, которая оказалась не нужна в данный момент и не включена в передаваемые традиции и знания. Времена меняются, и добытая кем-то и впоследствии потерянная информация (например, о живущих далеко за рекой кровожадных красных муравьях), может неожиданно оказаться важной (муравьи нашли способ переправиться через речку), но взять ее неоткуда, можно только извлечь из природы заново.
Так и живет племя, примерно на одном уровне развития, без взлетов и падений, в условиях баланса естественного забывания и притока вербальной информации, извлекаемой аборигенами из своего практического опыта и из окружающего пространства. И это может длиться долго, и длилось, в реальности, сотни тысяч лет.
Все меняется, если племена вдруг начинают объединяться в одно большое сообщество, например, вследствие ухудшения климата или опасности нападения агрессивных соседей или еще почему либо. В этом случае все начинается по вышеописанному сценарию взлета развития из-за взаимного информационного обогащения. В конечном результате такого объединения может получиться появление более или менее развитой цивилизаций.
Кажется невозможным, что из-за объединения информации содержащейся в нескольких полудиких племенах возникает целая цивилизация. Является ли такое обогащение информацией, через общение, достаточным основанием для взлета ее развития? Ведь по сути, такой «разной» информации не очень много. Для понимания этого необходимо принять во внимание другое важное свойство информации – ее логарифмическую связь с количеством вариантов, ею описываемых.
Информация, по определению Хартли есть логарифм по основанию 2 от количества вариантов, описываемого ею. Единица измерения информации – бит, описывает выбор из двух вариантов. Десять бит – выбор примерно из тысячи вариантов, двадцать – выбор уже из миллиона вариантов. Это общеизвестно.
Таким образом, разнообразие того контекста, который описывается информацией, нарастает гораздо быстрее, чем само количество требуемой для этого информации (как степенная функция). Добавление всего одного бита к уже имеющейся информации, способно, в принципе, удвоить тот объем представлений, который имелся до этого. Однако необходимо учитывать, что в данном случае обсуждается именно «передаваемая» информация, то есть та, которая тем или иным способом может быть передана от одного человека к другому. Поэтому нарисованная картина, скульптура, фотография приносят не так уж много именно передаваемой информации.
Допустим, например, некий царь, собрав свое войско, выступил в военный поход на другое государство и вступил в битву с его, примерно таким же по размерам, войском. Исход битвы, решение вопроса о том, «чья взяла», всего один бит информации, имеет судьбоносное значение. Этот бит способен существенно поменять жизнь каждого жителя обоих государств! То есть, по крайней мере, потенциально, передаваемая между людьми информация вполне способна описать очень существенный взлет развития. Конечно, далеко не каждый бит имеющейся информации имеет такое большое значение. Основные массы информации, которой мы владеем, лежат в памяти, почти ненужным грузом, ожидая использования или забывания.
Кроме развития за счет общения и передачи вербальной информации существует также и вторая причина, второй путь, усиления взлета развития – расширение использования имеющейся информации, лежавшей до того бесполезным балластом или мало использовавшейся. Например, чисто умозрительно, представим себе два племени, живущих рядом, которые приняли решение объединиться. В одном умели делать миски, а в другом кувшины. И теперь, после объединения все гончары обоих племен "резко" профессионально выросли, поскольку стали уметь делать целый "ассортимент" изделий. А в окрестных племенах стали говорить - "Там классные гончары". Это прямое объединение имеющейся информации. Далее, в одном племени знали, что огурцы вкусны и какие из них можно есть, но попадались они редко, а в другом умели выращивать вьющиеся растения. И вот возникает нечто новое, то чего не было раньше ни у одного из племен - изобретено выращивание огурцов на грядках. А если к этому добавить еще и знания о квашении в соленом растворе (к примеру, у третьего племени) то вот уже шаг к цивилизации - изобрели классную закуску.
Эти шуточные примеры, тем не менее, отражают суть – для развития используются не только достижения, имеющиеся в каждой из частей, составивших вновь образованную большую группу, но и сопоставление всей имеющейся информации, в том числе и бесполезной или почти бесполезной до того.
Есть и третий путь – усиление выкачивания информации с периферии. Это происходит потому, что имеющаяся в объединенной группе племен информация способна породить гораздо больше полезных представлений при сопоставлении с некоторой информацией, поступающей извне, чем это было до объединения частей. Если племя имеет больше информации, то и из природы оно может извлечь больше полезной информации, поскольку ее есть куда «пристроить» в имеющемся наборе жизненных истин и традиций. Таким образом, если на этой некоторой территории ряд племен вдруг объединился, то интенсивный обмен сведениями и соответствующее взаимное обогащение информацией запустит механизм развития цивилизации, а дальше будут работать все три пути наращивания объема вербальной информации, то есть знаний.
Необходимо помнить, что при общении на этапе «взлета» реального увеличения общего количества информации не происходит, она просто многократно дублируется. Только третий способ приносит принципиально новую информацию, однако этот ручеек скуден. Когда люди живут племенем, каждый из них свое внимание уделяет, в основном, окружающей природе, независимо от того, охотится он или пашет землю. При этом каждый (!), так или иначе, понемножку подпитывает племя новой информацией, компенсируя потери. При образовании государства значительная часть людей перестает общаться с природой вообще, участвуя только в передаче информации, но не в ее извлечении из природы. Из-за этого потери информации с самого начала образования государства перестают компенсироваться. То есть тот процесс деградации, который еще не наступил, но наступит позже, запускается еще на этапе взлета развития. Таким образом, развитие любой культуры, на самом деле, несет в себе начало ее упадка. Кроме того, большой объем информации тает быстрее (есть что забывать). И вот, оказывается, что государство попадает в информационную ловушку. Какое-то время перелопачивание имеющихся запасов информации еще приносит новое, но потом неизбежные потери становятся все более явными. А взять–то практически неоткуда. Основная масса людей сгрудилась в городах и, после окончания этапа взлета развития, ничего нового, в смысле знаний, практически произвести уже не может.
Еще умозрительный пример деградации. При объединении племен имелись представления о разных способах обработки земли. В процессе обмена этой информацией были выработаны новые прогрессивные способы, скажем, пахоты или борьбы с сорняками. Явный прогресс. Эти способы закрепились и распространились по всему государству, вытесняя все другие. И эти «другие» через пару поколений оказались забыты, потеряны. Но вдруг изменился климат, и затверженные способы стали неэффективны. Но ведь над каждым довлеет авторитет поколений. Как в этих условиях искать что-то новое или переоткрывать хорошо забытое старое?
Добавляет проблем и плохое, в целом, настроение, люди перестают хотеть чего-то достичь, ощущая стагнацию, стремятся закрепить то, что есть, не хотят вглядываться в пугающее их будущее. Естественным становится не поиск нового (которое на самом-то деле и нужно), а закрепление имеющегося, стремление к предохранению от дальнейшего упадка. Этим целям служат установление многочисленных и разветвленных законов, правил, традиций, жесткая регламентация в самых разных областях деятельности. С одной стороны, это, действительно, замедляет спад, но с другой стороны, одновременно препятствует появлению чего-то нового.
Группа людей, зашедшая по пути информационной деградации достаточно далеко, таким образом, приобретает свойства закрепленности, продуманности, заведомой заданности того что они делают и как они живут, по крайней мере в основных чертах. Это совершенно естественная реакция информационной системы на «трудные» времена. Однако эта реакция не может воспрепятствовать негативным явлениям – центробежным тенденциям составляющих частей (здоровое стремление) и изоляционистской политике центральной власти (нездоровое явление). Именно поэтому цивилизации на излете страдают деспотиями.
Можно попытаться сформулировать универсальную последовательность развития любого вновь образованного большого сообщества людей:
1. Объединение частей (людей) имеющих в памяти разную полезную передаваемую информацию.
2. Интенсивный обмен информацией внутри образовавшейся информационной системы, приводящий к резкому росту информационной насыщенности составляющих ее частей (людей).
3. Рост культуры, эффективности взаимодействия с внешней средой, использования всего вокруг себе во благо, различные достижения, решение проблем и т. д.
4. Медленное угасание общения, передачи информации ( все знают одно и то же).
5. Упорядочение взаимоотношений, появление гласных и негласных правил, традиций и законов (в государстве). Важная для жизни, значимая информация структурируется и закрепляется.
6. Вымывание незначимой информации, закостеневание. Потеря возможностей для развития, для реакции на изменение внешних условий. Тенденция к изоляции.
7. Разрушение системы, частичное или полное под действием изменений в окружающей среде.
5. Инструмент
Вышеописанный сценарий развития вновь образованной информационной системы, который находит многочисленные примеры из жизни, является, очевидно, лишь определенным выделенным случаем применения информационных закономерностей для описания эволюции квазизамкнутых систем. Однако, в теперешней реальности образование или разрушение информационных систем имеют очень сложный характер. Возможность выделения квазизамкнутых систем становится частностью. Чрезвычайно усилился и упростился процесс получения новых знаний. Каждый приход свежих знаний и умений обеспечивает небольшой локальный «взлет». Образование информационных сетей позволяет говорить об еще одном типе групп тесно общающихся людей – сетевых сообществах. И здесь, несмотря на информационную насыщенность, наблюдается та же закономерность взлета и деградации.
Все что говорилось, относится к "передаваемой", вербальной информации. То есть той, которую можно передавать словами другим людям или написать в виде текста. Естественно, с накоплением ее, с развитием культуры государства и мира в целом, информация разделяется на слои, которые друг с другом мало перемешиваются, мало взаимодействуют. Поэтому процессы информационного развития, например, в медицине будут иметь, практически, независимую эволюцию от развития информации в военном деле или в сельском хозяйстве. Поэтому возможно, что будут несовпадения по времени между взлетами и падениями в разных областях знаний. Представим себе, например, вернулась экспедиция Колумба. В живописи, наверное, ничего не изменилось, а, скажем, в знаниях по сельскому хозяйству может начаться некоторый взлет, новые растения, новая информация об обработке земли.
В заключение, необходимо сказать, что в этой статье не изложено никаких принципиально новых законов. Однако, описанный путь рассуждений, собственно, является определенным подходом к анализу процессов развития с точки зрения потоков информации и баланса между приходом информации и ее потерей. Несмотря на то, что никак не учитывались очевидные и очень значительные различия в уровне важности различной информации и дифференциация информации на слои, лишь упомянутая вскользь, самые простые рассуждения, учитывающие свойства информации при ее передаче, позволяют объяснить (понять) некоторые наблюдающиеся закономерности развития групп людей. Но главное, это конечно возможность оценивать и предсказывать характер развития групп людей. Понимая под информационной системой любую группу людей (от государства до семьи), объединенных устойчивой коммуникативной связью, можно говорить о положительном или отрицательном векторе ее развития, просто рассматривая реальную ситуацию, оценивая степень замкнутости системы и проводя учет поступления информации извне. Таким образом, мы получаем в руки некоторый инструмент прогнозирования развития.
Можно сформулировать на основании этого подхода, очень кратко, некоторые практические выводы, которые, собственно, можно множить и множить.
Никакой достигнутый уровень развития того или иного сообщества не является ступенькой, на которую можно встать и остаться на ней стоять. Любое сообщество рано или поздно деградирует само по себе по внутренним причинам. Выход в изменениях самого сообщества.
Поэтому вливание свежих участников, как бы плохо они не выглядели, безусловно, служит на пользу развитию этого сообщества.
Изобретение книгопечатания оказалось очень важным шагом для человечества с точки зрения его развития, поскольку позволило существенно уменьшить потери информации и сделало накапливаемую людьми информацию более доступной. Аналогичное значение, которое трудно переоценить имеет теперешнее появление информационных сетей. Эти моменты являются существенными вехами в развитии человечества на Земле.
Для развития любого человека, группы людей, государства жизненно важным является освоение источников вербальной информации, внутренних и внешних, а также совершенствование способов доступа и увеличение объемов хранения накопленной информации. Любая изоляционистская политика приводит к застою и деградации. В настоящих условиях даже ограничение притока информации извне или отказ от каких-либо типов источников информации, напрямую приводит к отрицательным тенденциям в развитии и к ослаблению.
На настоящем этапе развития цивилизацию на планете Земля ждет информационный бум (взлет развития) в связи с резким развитием информационных технологий. Однако через некоторое время, когда вся информация в основном будет обобществлена, ожидается неизбежный регресс. Этот регресс можно существенно затормозить за счет улучшения систем накопления, хранения, структурирования информации и облегчения всеобщего доступа к ней. Выходом может оказаться интенсификация выкачивания информации из природы (развитие науки), и выход в космос, и расширение пространства для жизни и, естественно, для сбора информации. Однако все эти пути могут и не принести достаточного количества информации. И человечество в своем развитии может замедлиться или даже остановиться или деградировать. Таким образом, чем более высокого этапа в своем развитии достигает цивилизация, тем более он маловероятен. Может быть это имеет прямое отношение к тому что до сих пор мы не встретили братьев по разуму.