Содействие - исключение из 3-го закона Ньютона.

Амальгама

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальгама » Космонавтика » SpaceX


SpaceX

Сообщений 451 страница 480 из 606

451

#p135468,Exo написал(а):

Имхо, придумают какой-нибудь нанополимер, чтобы перед каждым повторным запуском напылять его на весь корпус.

Не придумают. Таких полимеров не бывает, такая термостойкость бывает только у неорганики. А толщина теплоизоляции у того же шаттла - сантиметры, то есть это не про напыление, это что-то типа кирпичной кладки каждый раз. С кучей проблем - клей с такой же термостойкостью, коэффициенты термического расширения должны строго совпадать, иначе все посыпется, офигенная прочность и пр. Это очень дорого. И не очень надежно.

0

452

#p135468,Exo написал(а):

придумают какой-нибудь нанополимер, чтобы перед каждым повторным запуском напылять его на весь корпус.

Ога. Только перед напылением надо всё разобрать: снять оптику, датчики, антенны, потом зачистить, заполнить раковины и сколы, зашлифовать, обезжирить, а уже потом напылять. Потом контроль покрытия, обратная сборка и окончательный контроль. И всё по расценкам как в автосервисе "Бентли", потому что куча неэпически дорогих материалов и оборудования.

0

453

#p135484,Zagar написал(а):

А толщина теплоизоляции у того же шаттла - сантиметры, то есть это не про напыление, это что-то типа кирпичной кладки каждый раз.

Как я понял, идея была не перекладывать всю плитку, а только подшаманить и нарастить верхний слой.

0

454

#p135486,DoctorLector написал(а):

Как я понял, идея была не перекладывать всю плитку, а только подшаманить и нарастить верхний слой.

Теоретически хотели сделать многоразовое покрытие, но по факту приходилось заниматься заменами.
Там совершенно жуткая технология. Несколько (местами до 7) слоев термозащиты, очень сложная технология наклеивания внешнего слоя: на Колумбии слой клеили два года, да так до конца и не доклеили, местами чем-то залили и так и запустили. Оно все еще и хрупкое ужасно, обслуживать это сложно.
Вот тут история в красках.
Удивительно, что они вообще летали и приземлялись.

0

455

#p135487,Zagar написал(а):

по факту приходилось заниматься заменами

Надо было не оклеивать, а обить сырой обожжённой ольхой. Она вообще, сцуко, не горит. И всех замен - из шланга окатить, чтобы опять сырая стала. http://www.kolobok.us/smiles/big_standart/biggrin.gif

+3

456

Фу, какие вы скучные зануды.
Термостойкое, повышенной прочности, незыблемое... как Путин!

+1

457

#p135485,DoctorLector написал(а):

перед напылением надо всё разобрать: снять оптику, датчики, антенны, потом зачистить, заполнить раковины и сколы, зашлифовать, обезжирить, а уже потом напылять. Потом контроль покрытия, обратная сборка и окончательный контроль. И всё по расценкам как в автосервисе "Бентли", потому что куча неэпически дорогих материалов и оборудования.

Как он ваще лечит, этот механик латентный? Киянкотерапией штолива?  http://www.kolobok.us/smiles/light_skin/scratch_one-s_head.gif

0

458

Алюмонитрид бора - называли мне в качестве облицовки.

0

459

#p135497,SERGEY написал(а):

Алюмонитрид бора - называли мне в качестве облицовки.

На шаттлах внешний слой из термостойких высококремнеземных стекловолокон. На буранах - вспененный кварц, прикольная штука, мы из него делали подложки для катализатора в лабораторных установках.
Насчет алюмонитрида не знаю, нитрид бора очень термостойкий, но для такого применения этого мало - там еще принципиально важна сверхнизкая теплопроводность, которая в вышеописанных силикатных системах имеет место за счет их высокой пористости. Плюс третий важный параметр - плотность, те за счет опять же пористости очень легкие.

0

460

#p135500,Zagar написал(а):

принципиально важна сверхнизкая теплопроводность

Или много слоёв с разными свойствами. Но ещё лучше изменить алгоритм спуска таким образом, чтобы вообще избежать разогрева до бешеных температур. Помнится, в книжке Маковецкого "Зри в корень" обсуждался вариант многократного рикошетирования от атмосферы, пока скорость не погасится до приемлемой. Правда, это требует хитрых расчётов для попадания в нужный угол, но какие тогда были компьютеры и какие сейчас. А ещё бонус в том, что сильно меньше становятся перегрузки. Из потерь: 2-3 лишних витка вокруг Земли.

0

461

блин, а почему нельзя оттормозиться в космосе?

0

462

#p135506,Ал написал(а):

почему нельзя оттормозиться в космосе?

Как это нельзя? С этого посадка и начинается, а то ведь пепелац с орбиты не сойдёт. Или ты до нуля хочешь затормозить? Но с ускорением в 10g это уже около минуты работы двигателей (а уж как космонавты будут рады, если выживут!), да и на торможение в 2-3g тем более топлива не хватит. Ты же видел ракету, которая всю эту байду плавно разгоняет и выпинывает на орбиту, так она вся налита топливом. А садится один спускаемый аппарат, и в нём таких баков нет.

0

463

А может, надо делать спуск с пересадками? Такой "космический лифт" почти буквально.

0

464

#p135504,DoctorLector написал(а):

обсуждался вариант многократного рикошетирования от атмосферы

В первом же полете шаттла демонстрировались такие трюки, правда не для торможения, а в качестве понтов. Один такой тормозной след оставили точно над Москвой, такой типа привет советской системе ПВО. Говорят, шухер у наших военных тогда был нешуточный.

0

465

#p135510,Exo написал(а):

А может, надо делать спуск с пересадками? Такой "космический лифт" почти буквально.

Это как?

0

466

#p135510,Exo написал(а):

А может, надо делать спуск с пересадками?

Это можно. Только пересадки обязательно по канату, и чтобы Спилберг снимал.

0

467

#p135511,Zagar написал(а):

демонстрировались такие трюки, правда не для торможения, а в качестве понтов

Можно и для торможения попробовать. Но тут тоже тонкий вопрос: как отнесётся защита к циклам перегрузка-разогрев-невесомость-охлаждение.

0

468

#p135516,DoctorLector написал(а):

как отнесётся защита к циклам перегрузка-разогрев-невесомость-охлаждение

вызовет свидетелей

0

469

Да ладно, ты уже предложила то ли покрытие, то ли носовую фигуру космического корабля:

#p135491,Exo написал(а):

Термостойкое, повышенной прочности, незыблемое... как Путин!

0

470

Кстати, и на случай посадки в океан тоже полезно.

0

471

#p135507,DoctorLector написал(а):

Но с ускорением в 10g это уже около минуты работы двигателей (а уж как космонавты будут рады, если выживут!), да и на торможение в 2-3g тем более топлива не хватит.

Ну... мало топлива - инерция меньше. И тормозить в космосе не равно разгоняться в атмосфере.
Хотя скорость в 10 раз превышает скорость СУ57, однако он же в воздухе вроде как больше 1000 км пролетает.

0

472

#p135521,Ал написал(а):

И тормозить в космосе не равно разгоняться в атмосфере

А в чём разница? Законы физики другие?

0

473

На высоте всего лишь 15 км сопротивления воздуха, считай, уже и нет.

0

474

#p135524,DoctorLector написал(а):

А в чём разница?

При подъеме работа подъема против сил гравитации плюс преодоление сопротивления воздуха плюс разгон КК, при снижении только торможение КК (условно пусть равно расходу топлива на разгон) минус преодоление сопротивления воздуха. Весьма существенная разница. И рулит не сопротивление воздуха, а mgh.

0

475

#p135527,Zagar написал(а):

рулит не сопротивление воздуха, а mgh

Оно не смотрится на фоне mv2/2.

0

476

#p135524,DoctorLector написал(а):

А в чём разница? Законы физики другие?

те же.

#p135525,DoctorLector написал(а):

На высоте всего лишь 15 км сопротивления воздуха, считай, уже и нет.

есть, к тому же от скорости зависит тоже, нет? Просто как разгоняться, так и тормозить можно постепенно меняя высоту.

0

477

Торможение "блинчиком" хорошо, если не экстренное. А если что не так и спускаться надо быстро?

0

478

#p135506,Ал написал(а):

а почему нельзя оттормозиться в космосе?

А потом ? Падать с ускорением g, сгорая в атмосфере ?

0

479

#p135533,Ал написал(а):

Просто как разгоняться, так и тормозить можно постепенно меняя высоту.

Топливо. А так всё можно.

#p135535,e-note написал(а):

Торможение "блинчиком" хорошо, если не экстренное. А если что не так и спускаться надо быстро?

Быстрее возможного всё равно не спустишься, а то "одни уши доедут". Есть диапазон углов входа в атмосферу, за него лучше не вылезать. Ну, можно чуток покруче взять, лишь бы защита выдержала и космонавты не померли от перегрузки.

0

480

#p135530,DoctorLector написал(а):

Оно не смотрится на фоне mv2/2.

Там m сильно разные. В Союзе масса спускаемого аппарата (3 т) - около 1% от взлетной массы всей ракеты (308 тонн).
Понятно, что при взлете она сильно переменная (масса топлива около 90% от общей массы), ну для прикидки возьмем среднюю массу при подъеме в размере 10% от стартовой (хотя, имхо, она выше). То есть в среднем во время взлета масса в mgh в 10 раз больше, чем в mv2/2.
Далее сравниваем 10gh и v2/2. Для сравнения берем параметры МКС: h=408000 м и v=7700 м/с
10gh = 10*9,81*408000 = 40.0 *10^6
v2/2=7700^2/2= 29.6*10^6
То есть mgh еще как смотрится.
Но самое главное, что это расчет на полное торможение от v до нуля.
А в варианте с аэродинамическим торможением нет такой задачи, там скорость сбрасывается совсем немного. Чуть ли не всего на 1%, там важнее импульсом немного изменить направление полета. То есть v2/2 оказывается уже порядка 29.6*10^2 или примерно в 13 тысяч раз меньше mgh. Потому и маневровые движки мелкие и топлива им нужно всего ничего.

Так что в нынешних системах доминирует расход энергии на подъем. Зато из расчета хорошо видно насколько всё ухудшается при попытке сделать торможение исключительно топливным.
Это надо считать более подробно, поскольку тут куча переменных параметров и надо честно решать системы дифуров вместо простецкой алгебры (ну там, с учетом требуемого количества топлива орбитальная масса будет уже не 1% и не 10% от стартовой, а больше). Но в целом ясно, что переход на топливное торможение даст увеличение стартовой массы в разы.

0


Вы здесь » Амальгама » Космонавтика » SpaceX