Содействие - исключение из 3-го закона Ньютона.

Амальгама

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Амальгама » Общественные науки » История это такая странная штука


История это такая странная штука

Сообщений 871 страница 900 из 2001

871

Из истории "Скорой помощи" ("Русское слово" 1900 г.):
"В предпоследний день масленицы 19 февраля, на Селезневской улице служащий в паркетной мастерской Кудрявцева Андрей Морозов, поскользнувшись на тротуаре, упал и переломил себе правую ногу. Бывшие с ним товарищи Федор Асеньев и Осип Шурков наняли тотчас извозчика, чтобы отвезти пострадавшего в больницу, но стоявший тут же форменный сторож № 962 не позволил этого и сам послал за каретой, а это недалеко, в каких-нибудь 200 саженях от места происшествия. Прошло четверть часа, а помощи все ждут. Снаряжают второго гонца. Возвращается второй гонец и докладывает, что запрягают. Из окружавшей страдальца толпы командируют третьего гонца. И он возвращается и говорит, что сейчас едет, а помощи все нет. Между тем, несчастный – молодой еще, лет 25 не больше, – ползая по снегу и корчась от боли, со стоном молит о скорейшей помощи. Опять просит толпу уложить беднягу в сани да везти скорее в больницу, а № 962 непоколебим, потому «начальство приказывает».
Ровно через 50 минут показывается, наконец, карета; все так обрадовались, некоторые перекрестились даже. Из кареты выходит кто-то, его спрашивают – почему так долго?
– А вам какое дело? Кто вы такие? – только и ответил он.
Беднягу не осматривали даже, никого не спросили – в чем дело, положили на носилки и увезли в Екатериненскую больницу. На месте нужно бы было облегчить как-нибудь страдания его".
Примечание: речь идет о станции Скорой помощи, устроенной в 1898 г. при Сущевском полицейском доме (сейчас в нем Центральный музей МВД России).

0

872

Таллин. В 88-90 проводили раскопки на улице Роозикрантси у городских средневековых ворот, вернее, за ними. Там располагались посады и кладбище. Были найдены три массовых захоронения горожан, относящихся к "чумным годам" 16 века. В процессе раскопок, когда были расчищены все три ямы, пришли деятели из эстонского "Народного фронта" и уговаривали Соколовского дать информацию для общественности, что это жертвы сталинских репрессий. Соколовский гениально отбоярился тогда: сказал, что они опоздали, мол, приходили уже люди из еврейской организации и уговорили дать информацию, что это жертвы холокоста.

+1

873

Математика для пьющих:

43. Садовник выпил бутылку водки, заснул, и во время сна у него из сада украли 600 яблок, из которых сотню он хотел продать по 3 коп. штука, 200 средних по 20 коп. десяток, а остальные по 75 коп. за сотню. Сколько бы у него составилось денег, если бы он не пил?

78. Чиновник не пьет и не курит и ежегодно вносит в сберегательную кассу 10% от своего годового жалования, т. е. от 630 руб. Через 52 года он вынул капитал вместе с 324 руб. наросших процентов и купил дом. Честь дома он сдает квартирантам и это ему приносит 25 % дохода: 10% он тратит на ремонт, а остальные расходует на себя. Сколько рублей из чистого дохода он тратит на себя в месяц?

124. Крестьянин вез в казенную винную лавку 576 бутылок водки, напился пьян, заснул и упал с возом в канаву. Бутылки перебились так, что из каждых 6 бутылок осталось только 5. Сколько ему придется возместить убытку?

//Не пей и не кури! Собрание задач и вопросов, вычисляющих вред и убытки от пьянства и курения. Для школ и семьи. Сост. П. Соломатин. М., 1914.

бутылка водки (0,624 л) – 45 коп.

0

874

#p142095,DoctorLector написал(а):

1914.

бутылка водки (0,624 л) – 45 коп.

Корова - рупь

0

875

#p142112,Ал написал(а):

бутылка водки (0,624 л) – 45 коп.

Корова - рупь

не бьется ((

за десять слышал
кое где
можно было сторговатья  и то не факт
со слов

0

876

#p142122,лукаш написал(а):

за десять слышал
кое где
можно было сторговатья  и то не факт
со слов

Пусть будет три. Трёхрублёвые коровы - даже понятие такое было.

0

877

Одежда для гражданского населения обходилась гораздо дешевле:

Рубаха выходная – 3 рубля,
Костюм деловой для приказчиков – 8 рублей,
Пальто длинное – 15 рублей,
Сапоги яловые– 5 рублей,
Ботинки летние- 2 рубля,
Гармонь- 7 рублей 50 копеек,
Патефон- 40 рублей,
Рояль известной марки - 200 рублей,
Автомобиль без дополнительной оснастки – 2.000 рублей,

Альтернативное и основное средство передвижение в те времена,
естественно, была лошадь, которая стоила:

Лошадь для повозки -100 рублей,
Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей,
Старая кляча на колбасу – 20 рублей,
Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было – от 150 рублей,
Хорошая дойная корова – от 60 рублей.

короче
дурят нас как хотят....

0

878

#p142136,лукаш написал(а):

дурят нас как хотят....

вполне может оказаться, что мы с разницей 100 лет тут цены печатаем...

0

879

я от папы говорю (тот что современник ленина)
которому его папа говорил

0

880

Не утихает тысячелетняя битва:
люди с кашей в голове
против людей с промытым мозгом.

+2

881

ещё с винегретом бывают

0

882

Вот эталон гадючника, достойный палаты мер и весов.

Одна сторона медали

Из речи Самуила Самосуда, художественного руководителя Большого театра (назначенного вместо Николая Голованова), во время встречи с Л.З. Мехлисом, заведующим Отделом печати ЦК ВКП(б) и редактором газеты «Правда». Не позднее 7 апреля 1936 года.
В смысле общеполитических качеств Большой театр — это черносотенный остров. Если бы это было в Ленинграде, то такому театру не разрешили бы существовать.
Оркестр по составу очень хороший. Хор недурен, может быть, даже лучший в стране. Но он поет по-церковному, и вся его художественная линия построена на этом. Политическая и общественная сторона его очень низки. Объясняется это тем, что фактический руководитель этой кучки Голованов — это глубочайший черносотенец, необычайный антисемит, который преследовал воздух, не только людей, и старался в театр не допускать никакой общественности. <...> Старуху Нежданову он эксплуатирует, всячески зашибая деньгу, заставляя ее петь.

В театре много евреев, но все  — трусливы.

В Большом театре верят решительно всему, что бы ни сказали. Людей порядочных в советском смысле здесь процентов 15 максимум.

У меня был такой случай. Есть тенор Козловский  — необычайный любимец всех женщин, пользуется большим успехом. Он ухитрился в начале сезона в первом спектакле, в котором он участвовал в опере «Риголетто», задержать спектакль на 45 минут, потому что была статья о фестивале «Заносчивый тенор». Заметку ему вечером дали, он сказался расстроенным и не мог петь. Вызвали другого тенора, который не захотел его заменить из чувства солидарности. Я в тот день дирижировал «Тихим Доном», меня не хотели волновать и не сказали. Я бы отменил спектакль. Это было месяца три назад. Назавтра меня спросили, что делать? Я говорю: чем он объясняет свой поступок? Он, говорят, не мог, он был в таком состоянии и т.д. А потом? А потом он пел. Ладно,  — говорю,  — подождем до завтра. Я думал, он придет извиниться перед товарищами, перед Комитетом. Ничего подобного. Он себя противопоставил коллективу.

Одни недовольны потому что получают очень мало, а те недовольны, что им не дают возможности быть Рокфеллерами. Многие имеют машины, дачи. Они льют слезы о старом, потому что они имели бы дома каменные. Помешала советская власть. Многие из них на пенсии. В императорских театрах были оклады по 50-60 тысяч золотом. Это считался придворный театр. Сейчас оклады небольшие  — 12-16-18 тысяч. <...> Козловский получает 4.000 рублей за выход  — где угодно ему девушки платят, а в театре он получает 1.300 рублей за 7 выступлений. 1.300 рублей он платит своему шоферу.
Если вы спросите, какой репертуар они поют,  — они ведь поют репертуар кабацкий, просто дрянь поют.

Я лично своей карьерой не заинтересован. Все, что можно было получить  — я получил: и почет, и звание, и орден, и машину. Мне нечего получать. Все разговоры о том, что Большой театр мировой  — это чепуха. Это один из самых средненьких театриков в смысле мирового масштаба. <...> До революции были живые люди. Сейчас остались футляры. До революции  — Собинов, Шаляпин, Обухова  — это были живые люди, а сейчас это  — футляры. Идеология их старая, совершенно чуждая нам. Искусство их чуждо. Нам нужно искусство волнующее. Они сидят в искусстве созерцательном. Отсюда любовь к фантастическому, эстетному.

Почему я говорил о темпах? Мы одну-две постановки делали в год. В Художественном театре два-три месяца читают одну пьесу: сначала Качалов, потом Москвин, потом Станиславский, сперва в голубой гостиной, затем в другой. Затем начинают ее репетировать. Репетируют год-полтора, затем один из исполняющих роль в пьесе спрашивает, был ли военным предок того, которого он играет. Бросьте, разве это имеет какое-нибудь значение? Была ли у него тетя? Потому что у него отсюда может быть любовь к визитам, уменье носить костюм. И после четырех лет такой работы ставится пьеса. В результате чего хорошие актеры играют хорошо, а плохие — плохо. Все это произошло бы и тогда, если бы пьеса делалась не три года, а в течение четырех месяцев. Умный человек  — говорит умные вещи, дурак  — глупые вещи, независимо от времени. Если бы занимались наукой, тогда другое дело. Наши моменты эмоциональные. Даже при игре в биллиард сегодня мы в ударе, а завтра не в ударе. Можно и нужно ускорять темпы постановок. «Пиковая дама» написана в три недели и пять лет ее будут ставить? Это же дико.

Все они меня боятся не как человека, а как Самосуда. Они согласны, что я не только дирижер, но что я поставлен в Большой театр художественным руководителем. Большой театр считается последним оплотом православия, старых монархических тенденций. Например, Голованов и Нежданова бравируют тем, что у них иконы в доме, что они не перекрашиваются, они не против советской власти, они аполитичны.

И другая

9 апреля 1936 г.
Секретно
Тов. Сталину И.В.
Тов. Молотову В.М.

Считаю необходимым сообщить содержание беседы с Н.С. Головановым.
8-го апреля днем Голованов дирижировал оперой «Тихий Дон». Поэтому я встречался с ним в 8 ч. вечера. Я сообщил ему о состоявшемся постановлении Комитета о назначении Самосуда и об освобождении его, Голованова, от работы в Большом театре. <...>
В ходе беседы, весьма нервной и напряженной, Голованов следующим образом формулировал свои возражения в репликах, которые я в отрывочном виде привожу почти дословно:
«Когда я выгоняю свою прислугу, я ей объясняю, за что я ее выгоняю». <...>
«Я прошу, чтобы приказ о моем увольнении был опубликован с точным обозначением мотивов увольнения. Так и пишите, что, мол, "так называемый" Голованов  — посредственный дирижер».
«Я удивляюсь, что ряд членов Политбюро мне лично говорили, что я лучший дирижер в стране, а теперь вдруг оказался негоден».
«Если не будет указана причина моего увольнения, мне остается только одно: бросить окончательно художественную работу и сделаться шофером или покончить с собой».
«Вы же знаете меня, я человек тертый и с крепкими нервами: если я что-нибудь решаю, я довожу до конца».
«Я напишу в Правительство протест с просьбой отпустить меня за границу, раз меня не могут использовать в СССР».
«Я покончу с собой и оставлю такое письмо, которое заставит вас призадуматься».
«Пусть в Европе знают, как у нас обращаются с художниками».
«Против меня давно ведется травля, и вот я вновь делаюсь ее жертвой».
«Когда меня выгоняли из Большого театра за "головановщину", со мной обошлись мягче: мне дали довести сезон до конца, а потом опубликовали о моем переходе на работу в Филармонию, а теперь вы говорите, что я ни в чем не провинился, а поступаете со мной круче, чем в тот раз». <...>
В течение всей беседы, длившейся 1 1/2 часа, он шесть раз повторил угрозу о самоубийстве и несколько раз упоминал о Европе, которую поразит факт его увольнения. <...> К концу беседы Голованов заметно успокоился и перед самым уходом совершенно неожиданно заговорил о практических денежных вопросах: о том, что Дирекция ему не доплатила 5 тыс. рублей за инструментовку «Тихого Дона», и о том, что в случае его немедленного освобождения, он рассчитывает получить жалованье до начала нового сезона. Я ответил, что по этим практическим вопросам мы с ним сумеем договориться.
Я. Боярский (*)

(*) - Яков Осипович Боярский (Яков Иосифович Шимшелевич; 14 марта 1890, Сморгонь, Виленская губерния, Российская империя — 2 февраля 1940, Москва, СССР) — советский профсоюзный и театрально-общественный деятель. В 1929—1936 годах был председателем центрального комитета профсоюза работников искусства («РАБИС»), в 1937—1939 годах — директором Московского Художественного академического театра («МХАТ»).
После ареста в 1939 году Н. И. Ежов дал признательные показания в гомосексуальных связях (начиная с 1934 года по 1990-е это считалось преступлением). Среди своих любовников он назвал Боярского, с которым якобы встречался в 1925 году в Оренбурге. На основе показаний Ежова 5 июля 1939 года Боярский был арестован. На допросе он отказывался дать показания о якобы имевшей место «контрреволюционной деятельности», но не отрицал своей гомосексуальности (возможно, пытаясь избежать политического обвинения).
1 февраля 1940 Яков Боярский был приговорён к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного Суда СССР за участие в «антисоветской право-троцкистской организации, действующей в городе Москве и Московской области». Он был расстрелян 2 февраля 1940 года в Москве вместе с В. Э. Мейерхольдом и М. Е. Кольцовым. Реабилитирован 3 марта 1956 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР

+2

883

Доктор, где вы такое берете?

0

884

А что не так? Тебе неинтересно было это прочитать?

0

885

Я так думаю, что Ленин неспроста написал об интеллигенции то, что он написал. Вот это вот всё творится в центре Москвы, в главном театре страны перед самой мировой войной. Затрудняюсь сказать, как бы я сам поступил на месте руководства страны, которое активно втягивают в разборки внутри творческого коллектива. Доносы друг на друга пишут, стучат Мехлису, Ежову (потом Берии), Сталину, Молотову... Это вообще нормально? А ничего, что у руководства есть более другие дела с массовым строительством заводов, перевооружением армии и много чем ещё. А в сутках всего 24 часа.

0

886

Опять сломалась моя "ока". Ехал в автобусе с чернью.

0

887

Читаю сборник директив Ставки ВГК за 1941 год. И вот директива опрокидывает всё то, что мы знаем с детства от Симонова ("Живые и мёртвые").

ДИРЕКТИВА СТАВКИ  ГК КОМАНДИРАМ  3-го И   1-го АВИВАЦИОННЫХ
КОРПУСОВ,  12, 23, 47, 43 И  13-й АВИАЦИОННЫХ ДИВИЗИЙ О СРЫВЕ
ПЕРЕПРАВЫ ПРОТИВНИКА ЧЕРЕЗ ДНЕПР
26 июня 1941  г.  15 ч 30 мин
1. Мехчасти противника двигаются от Минска на Оршу и Могилев.
2. Немедленно   вылететь  и   систематическими,   непрерывными   налетами днем и ночью уничтожать танки противника, не допуская переправы их через р. Днепр.
3. Бомбить с малых высот 400 м.
Бомбить не эскадрильями, а целыми полками.
4. Результаты немедленно докладывать по телефону ВЧ.
От Ставки Главного Командования
Народный комиссар обороны С. ТИМОШЕНКО
ЦАМО. Ф. 96а. Оп. 1711. Д.  1. Л. 11. Подлинник.

Но и это не всё, царапает какое-то воспоминание. Да, Орша! На Милитере есть такой документ: "Беседа профессора Г. А. Куманева с наркомом связи СССР и начальником Главного управления связи Красной Армии военных лет маршалом войск связи И. Т. Пересыпкиным". Итак, 21 июня в 23 часа Пересыпкин выехал в Прибалтику разбираться на месте с качеством связи. Просыпаются они утром в Орше (202 км восточнее Минска) и получают телеграмму о начале войны и приказ вернуться в Москву.

Мы вышли на перрон. В ясном солнечном небе над Оршей высоко кружил, очевидно, германский самолет-разведчик. Я размышлял, как мне поступать дальше: продолжать ли следовать в Вильнюс или возвращаться в Москву.
Из кабинета начальника вокзала я позвонил в Наркомат связи своему заместителю Попову и попросил его срочно переговорить с маршалом Ворошиловым, который тогда курировал наш наркомат, и получить ответ, как мне поступить дальше.
Через несколько минут раздался звонок, и Попов передал мне полученное от Ворошилова указание: «Немедленно возвратиться в Москву».
Мы выехали в столицу во второй половине дня на потрепанной полуторке. Легковых машин в Орше вообще не оказалось. По пути пересели на другой транспорт, ЗИС-11a. Автомашина по нашему звонку была выслана нам навстречу Смоленским облисполкомом. В Смоленске мы немного задержались. Как и в Орше, ознакомившись с работой местных связистов в условиях начавшейся войны и убедились, что работают они неплохо.
Вскоре нас встретили два черных наркомовских «бьюика», которые были высланы из Москвы.

Опаньки. Несколько часов после начала войны, а легковые машины из Орши уже исчезли... Личных машин, считаем, не было, так что вывод однозначный: начальство всех уровней героически заблаговременно выводило из-под удара немецких войск автотранспорт и себя. Для Наркома связи за половину дня 22 июня нашлась потрёпанная полуторка, чтобы выехать из Орши, которую враг занял в середине июля.

Отредактировано DoctorLector (2020-08-26 11:55:37)

0

888

#p142229,DoctorLector написал(а):

А что не так?

Да нет, все так. Просто я не представляю себе, как должна была бы повернуться моя жизнь, чтобы я начал такое читать. Дело не в том, что мне это неприятно или неинтересно: мне просто в голову не приходит, что бывают вот такие тексты в интернете, их можно находить и читать. Если тебе вдруг интересно мое мнение - продолжай.
Кстати, мой научрук (успел побыть депутатом в СССР, начальником главка в министерстве, после разгромной статьи про Ельцина в начале 90-х был быстро отовсюду выперт) о советской и постсоветской интеллигенции отзывается тоже не слишком лицеприятно. Говорит что "у них вечное ощущение что им чего-то недодали, недооценили" http://www.kolobok.us/smiles/standart/smile3.gif

#p142232,DoctorLector написал(а):

Затрудняюсь сказать, как бы я сам поступил на месте руководства страны, которое активно втягивают в разборки внутри творческого коллектива.

Ну если ты активно политизируешь массы и при этом строишь тоталитарное государство, которое берет на себя функции регуляции всего и вся, включая отношения в коллективах - будь добр соответствовать.

0

889

#p142234,лукаш написал(а):

Опять сломалась моя "ока". Ехал в автобусе с чернью.

А правда, что инструкция, прилагающаяся к "Оке" начинается словами: "Поздравляем вас с приобретением комфортабельного пятиместного автомобиля"?

0

890

Инструкции читают только трУсы

0

891

#p142273,лукаш написал(а):

Инструкции читают только трУсы

А на Оке они не ездят. Стало быть, содержание инструкция к Оке - предмет чисто мифологический.

0

892

краш-тесты российских автомобилей.
Самым опасным был признан автомобиль "Ока":
пока сажали манекен в машину, ему сломали обе ноги.

0

893

#p142267,e-note написал(а):

мне просто в голову не приходит, что бывают вот такие тексты в интернете, их можно находить и читать

Легко ищутся только некоторые картинки. А интернет - он такой, в нём много всякого.

#p142267,e-note написал(а):

если ты активно политизируешь массы и при этом строишь тоталитарное государство, которое берет на себя функции регуляции всего и вся, включая отношения в коллективах - будь добр соответствовать

Не до такой степени. Политизированные массы разбирались через партком, как максимум - райком. Там же всё тоталитарно регулировалось, в пределах райкома-райисполкома-райотдела ОГПУ-НКВД. Сам по себе выход на зав. отделом печати ЦК - это уже нечто экстраординарное, а подъём дрязг на уровень генсека-предсовнаркома-предсовмина-наркомвнудел... Мягко говоря, не рядовое событие. Как ни велик Большой театр, но не до микроменеджмента со стороны главы государства.

0

894

Там и после войны такое творилось...

Объяснительная записка примкнувшего к ним Шепилова

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК ВКП(б) Д.Т.ШЕПИЛОВА СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) А.А.ЖДАНОВУ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСТАНОВКИ ОПЕРЫ В.И.МУРАДЕЛИ «ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА»
9 января 1948 г. Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Жданову А.А
Прилагаемый проект записки на Ваше имя был подготовлен отделом искусств Управления пропаганды (т. Лебедевым) и представлен т. Александрову. Как видно из текста, проект записки, подготовленный тов. Лебедевым, не раскрывал до конца политически ошибочного содержания оперы «Чрезвычайный комиссар» («Великая дружба») и коренных недостатков ее музыкально-вокальных форм. Однако в проекте записки опера характеризовалась как порочная и из этой оценки делались соответствующие выводы.
Как выяснилось теперь, эта записка тов. Александровым Вам послана не была и по поставленным в ней вопросам о запрещении работы над оперой и изъятии изданных клавиров оперы мер принято не было.
Д. Шепилов

Проект записки

ПРОЕКТ ЗАПИСКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК ВКП(б) СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) А.А.ЖДАНОВУ О ЗАПРЕЩЕНИИ ПОСТАНОВКИ ОПЕРЫ В.И.МУРАДЕЛИ «ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА»
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Жданову А.А. По указанию Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР издательством Музфонда СССР выпущен в свет в количестве 400 экземпляров клавир (либретто и музыка) оперы В.Мурадели «Чрезвычайный комиссар» (либретто Г.Мдивани). Постановку этой оперы готовят в настоящее время около 20 оперных театров страны, в том числе и Большой театр Союза ССР. Эта опера будет основным произведением, поставленным в оперных театрах к тридцатилетию Октябрьской социалистической революции.
Управление пропаганды ознакомилось с содержанием этой оперы и считает ее порочной, дающей искаженное представление о борьбе большевиков на Северном Кавказе в 1919-1920 гг. и революционной деятельности тов. Орджоникидзе в эти годы.
Содержание оперы вкратце следующее: молодой лезгин Муртаз и казачка Галина при первой встрече влюбляются друг в друга. Пробираясь в станицу на свидание с Галиной, Муртаз убивает часового и скрывается в доме Галины. В хате появляются казаки во главе с белогвардейским офицером Помазовым. Они ищут Муртаза и выражают ненависть к горцам, поднявшимся по зову Орджоникидзе на защиту советской власти. Помазов призывает к борьбе против горцев и убийству Орджоникидзе (чрезвычайного комиссара). Мать Галины случайно обнаруживает в хате Муртаза. Разъяренный отец Галины – Федор и остальные казаки набрасываются на Муртаза. Однако Помазов, узнав о любви Муртаза к Галине, предлагает Муртазу убить Орджоникидзе, за что обещает устроить его свадьбу с Галиной. Вся указанная сцена (хор, оркестр) создает искаженное представление будто все казачество выступает монолитной реакционной массой против советской власти.
Муртаз отправляется в горы, где в сакле своего отца встречается с Орджоникидзе, призывающим горцев к восстанию. В противоположность предыдущей картине горские народы показаны в этой сцене единой революционной массой. Никакой классовой дифференциации у горцев авторы оперы не показывают. И если в предыдущей картине все русские, охваченные мрачным чувством мести, изображены одной черной краской, то все горцы показаны в идиллических тонах, как носители светлого, прогрессивного начала.
Ночью отец Муртаза поручает ему проводить Орджоникидзе из аула. Дорогой Муртаз стреляет в Орджоникидзе, но неудачно. В пещере, где от бури скрываются пастухи-горцы, появляется Муртаз, затем Орджоникидзе. Неожиданно для Муртаза Орджоникидзе протягивает ему руку со словами: «У тебя, товарищ, рука крепкая, но бьет неверно». После беседы с горцами Орджоникидзе ложится спать, демонстративно повернувшись спиной к Муртазу. В следующей сцене Муртаз раскаивается в своем поступке и верный любви к Галине вновь приходит в казачью станицу. По непонятным причинам отец Галины радостно встречает Муртаза, из его небольшой арии мы узнаем о неожиданном переходе его на сторону Орджоникидзе. Однако радость Федора и Муртаза преждевременна: появляющийся Помазов требует от Муртаза выполнения им обещания убить комиссара, грозя в противном случае расправиться с Галиной. Заключительная сцена изображает «Сход народов», в котором основной массой показаны джигиты-горцы, а также группа казаков и красноармейцев, неизвестно откуда появившихся. Все радостно встречают Орджоникидзе. Присутствующий здесь Помазов, видя, что Муртаз своего обещания не выполняет, стреляет в Орджоникидзе сам.
Муртаз, заслоняя собой комиссара, гибнет от пули Помазова. И в этой заключительной сцене авторы показывают, что ведущей революционной силой является не русский народ, а горцы (лезгины, осетины). За исключением девушки Галины, участвующей только в развитии любовной интриги, в опере мы не встречаем ни одного положительного русского персонажа. Орджоникидзе выведен не руководителем большевистски настроенной горской и казачьей бедноты, не организатором партизанской борьбы в тылу у Деникина, как это было в действительности, а лишь вождем горцев. При этом в ряде арий Орджоникидзе упоминает, что он является посланцем Ленина и Сталина.
Следует отметить также, что если музыка, характеризующая комиссара и горцев, широко использует национальные мелодии и в целом удачна, то музыкальная характеристика русских лишена национального колорита, бледна, часто в ней звучат чуждые ей восточные интонации.
Со своей стороны считал бы необходимым изъять изданные клавиры оперы «Чрезвычайный комиссар» и дать указание Комитету по делам искусств (т. Храпченко) запретить работу над оперой по изданному клавиру».
Резолюция Жданова: «Разослать: т. Сталину И.В., т. Молотову В.М., т. Берия Л.П., т. Микояну А.И., т. Маленкову Г.М., т. Вознесенскому Н.А.».

Финансовый результат т. Мурадели

В 1947 г. за оперу «Великая дружба» от 18 советских театров т. Мурадели получил 170 тыс. рублей, из которых 67 тыс. заплатил Большой театр. Для сравнения, месячная зарплата крупного руководителя составляла тогда около двух тысяч.

Борец с кровавым режимом

Мурадели по-прежнему оставался одним из значительных советских композиторов, о чём свидетельствует присуждение ему в 1951 году Сталинской премии. Однако от руководящей работы в Союзе Советских Композиторов он был отстранён. В 1958-м году его вернул на руководящую работу Хрущёв. В 1966-м году Мурадели подписал антисталинское «Письмо тринадцати».

0

895

#p142284,DoctorLector написал(а):

Как ни велик Большой театр, но не до микроменеджмента со стороны главы государства.

Ну, очевидно, его сотрудники считали по-другому. Лицо страны, е-мае.

С Мурадели там вообще история своеобразная. Он же, будучи урожденным армянином, поменял фамилию чтобы быть немножко ближе к вождю. Всегда брал под козырек, участвовал в травле других композиторов, а тут -такая засада. То ли с Хренниковым что-то не поделил, то ли еще чем-то провинился. Вообще, жизнь крупных композиторов той эпохи (что Прокофьева, что Шостаковича, что Хачатуряна) была жуткой, их все время мяли, ломали и насиловали самыми разнообразными способами. Я читал биографию Шостаковича (точнее, если честно, ее художественное изложение - "Шум времени"), и я не понимаю, как человек мог сохранить хоть какие-то остатки душевного здоровья в этих условиях. Всех их сломали, в конце концов.

0

896

Кстати, любопытный факт: армянские композиторы Мурадели, Таривердиев и Хачатаурян родились и выросли в Грузии.

0

897

#p142287,e-note написал(а):

жизнь крупных композиторов той эпохи (что Прокофьева, что Шостаковича, что Хачатуряна) была жуткой, их все время мяли, ломали и насиловали самыми разнообразными способами.

Да, да, просто кромешный пиздец был.
Их насиловали в основном, Сталинскими премиями. Прокофьев - 6 + Ленинская, Шостакович - 5 + Ленинская + Госпремия СССР + Госпремия РСФСР, Хачатурян - 4 + Ленинская + Госпремия СССР + Госпремия АрмССР. Еще их мяли и ломали орденами, званиями и гонорарами. Жуткая жизнь.

Отредактировано DoctorLector (2020-08-26 13:39:07)

+2

898

Это были крупные композиторы, столпы целой эпохи в музыке. Не сравнивал их с Хиндемитом, Бриттеном да теми же Рахманиновым и Стравинским, но не думаю, что советские композиторы были сильно богаче. Сам понимаешь, что ценность денег, которые они получали в своих премиях была очень относительной, в советской-то системе. К тому же, не знаю, что лучше для композитора - череда взлетов и падений, премия-разнос-премия-разнос - или стабильная работа?

В воспоминаниях Шостаковича мне запомнился один эпизод. Когда приняли Тухачевского, который ему покровительствовал, Шостакович в течение долгого времени (несколько месяцев) каждый вечер собирал чемоданчик, целовал дочь и жену - и шел в подъезд, ждать, когда за ним приедут. Чтобы родных не разбудили, если что.
Ойстрах тоже вспоминал, как у них в подъезде арестовали одого за другой всех жильцов, кроме двух квартир. Приезжали ночью, было слышно как топают ногами, хлопают дверьми, кричат люди - а наутро квартира пустая и нет никого. И никаких новостей. Когда в подъезде осталось две жилых квартиры, однажды ночью опять начался шум. Ойстрах встал и начал собираться. Приехали не за ним.

Нахер сталинские премии такой ценой, вот что я думаю. И "гадюшник" не слишком осуждаю, потому как не знаю, как бы я себя повел в такой ситуации.

0

899

#p142292,e-note написал(а):

(несколько месяцев) каждый вечер собирал чемоданчик, целовал дочь и жену - и шел в подъезд, ждать, когда за ним приедут. Чтобы родных не разбудили, если что.

#p142292,e-note написал(а):

Ойстрах встал и начал собираться. Приехали не за ним.

http://www.kolobok.us/smiles/light_skin/yahoo.gif Ах, какие же суки, так и не забрали! http://www.kolobok.us/smiles/light_skin/yahoo.gif
*утирая слезу*
Время было такое, когда ночью воронок к многоэтажке подъезжал - все вспоминали грехи и вещи собирали, а уж если перед этим покровителя или родственника посадили - могли и встречать с чемоданом выйти. Но, бля, аргументы просто потрясающие! http://www.kolobok.us/smiles/big_standart/biggrin.gif

0

900

#p142295,Ал написал(а):

Но, бля, аргументы просто потрясающие!

Ты чего сказать-то хотел?

0


Вы здесь » Амальгама » Общественные науки » История это такая странная штука